Век с куклами

Один из лучших спектаклей этого сезона - «Я – Сергей Образцов» –  Екатерина Образцова и Борис Голдовский сочинили его к 120-летию Сергея Владимировича Образцова и к 90-летию созданного им театра кукол. В основе документальной пьесы – биография Сергея Образцова, его книги, интервью, письма Образцова - художника, артиста, писателя, театрального деятеля, всегда шагавшего в ногу с двадцатым веком. Век, потрясший человечество, и судьба великого кукольника  отныне запечатлены в постановке Театра имени Сергея Образцова. Спектакль этот непременно нужно увидеть и, прежде всего, тем, кто родился в двадцатом веке и помнит Сергея Владимировича «живьём» - его удивленную, немного забавную интонацию, видел его спектакли, его кукольную коллекцию. Молодым, разумеется, тоже нужно придти в театр на "Образцова", ведь сегодня нам всем не хватает доброты и немножечко волшебства, а в этой постановке все так щедро преподносится.

 «Условия кукольного театра задают особые требования к спектаклю: он не может идти три или четыре часа, значит, мы должны в очень короткий срок успеть сказать об очень важных вещах, затронуть большой период времени – целый век. Речь не идет о сложности. Я считаю сложно, когда скучно, когда ты – в неправильном месте, не с теми людьми…», – так на пресс-показе отвечал на вопросы журналистов Евгений Цыганов.

Роль досталась Цыганову не случайно. К всеобщему удивлению и радости, Евгений Цыганов оказался дальним родственником Образцовых, и ему не нужно было копировать великого кукольника, он у него - в крови.

В финале полное портретное сходство с Сергеем Владимировичем налицо, и артист совершенно искренне произносит сакраментальное: «Я – Сергей Образцов!».

Евгений Цыганов не сразу появляется на сцене - детство и отрочество Сережи Образцова представляют две забавные куклы, которых озвучивает Цыганов (а может, и сам Сергей Владимирович, различить сложно).

Трогательные подробности из жизни счастливой дружной семьи, в числе которых - эпизод с мамой, не сразу принявшей  электричество, отчего в дом Образцовых оно пришло на полтора года позже, чем могло бы. Зато в их уютном домашнем полумраке часто звучали хорошие песни, которые дружно распевались всей семьей: «Нет продуктов, одежды, а мы сидим дома и поем…».

Однажды мама купила маленькому Сереже японскую куклу Бибабо, которую можно было надевать на руку и устраивать представления. Увлекательный подарок решил судьбу начинающего художника. Последовавшая затем учеба в ВХУТЕМАСе, поступление в  МХАТ (кукольный Немирович-Данченко лично принял Образцова после многочисленных арий абитуриентов, когда парень, в отличие от других голосистых претендентов, просто и душевно исполнил уличную песенку), счастливая любовь, ранний брак, гастроли, знакомство с джазом, рождение детей, смерть любимой жены, выживание, проживание, переживания – на всех жизненных этапах Образцова сопровождали куклы. Детское увлечение вскоре переродилось в новую профессию - Сергей Образцов организует профессиональный кукольный театр.

Все события  жизни уместились на кукольной сцене – сценическое решение Александры Дашевской.

Первых кукол юный Сергей придумывал сам, постепенно коллекция стала пополняться уникальными экземплярами, привезенными из разных стран. Сегодня в Театре им. Образцова – уникальное музейное собрание, которым театр по праву гордится.

В постановке задействованы выразительнейшие куклы Сергея Образцова, Владимира Ивановича Немировича - Данченко, Чарли Чаплина, Соломона Михоэлса, Лидии Руслановой, Любови Орловой, Федора Шаляпина, Леонида Утесова, Александра Вертинского. Большинство кукол сделано главным художником театра Сергеем Алимовым, недавно ушедшим. Авторы спектакля, в том числе, Евгений Цыганов, с большим пиететом отнеслись к кукольникам, как к художникам – мастерам, так и к артистам – кукловодам, которых в финале  непременно пригласят выйти на сцену под заслуженные одобрительные возгласы и аплодисменты зрителей.

Евгений Цыганов – единственный «живой» артист в спектакле. Ему веришь безоговорочно - в эту добрую, наивную, чуть растерянную Образцовскую улыбку, в это вечно детское удивление, в жизненную потребность дарить людям радость, несмотря ни на что! Сергею Владимировичу досталась нелегкая жизнь, однако фортуна улыбалась ему чаще других. Да, он жил и творил почти беспрепятственно, в отличие от многих друзей и знакомых, попавших в сталинские жернова или прибитых неблагоприятными обстоятельствами, но нельзя обвинять за это художника. Кремлевские концерты и одобрение руководства не могли сильно радовать в душной атмосфере цензуры с постоянным риском впасть в немилость со всеми вытекающими. Также никто не отменял тяжелого чувства вины за посаженных и умерщвленных, которым, увы, не смог помочь…

Сергей Образцов жил в своём сказочном мире, в котором все было иначе: все спектакли со счастливым концом, но этот его мир согревал всех, кто в него попадал, делал людей добрей и счастливей.

В финале, совершенно неотличимый от оригинала «Сергей Владимирович» отвечает на вопросы зрителей "в концертной студии Останкино".  Отрывок из телевизионной программы 1981 года почти документально воспроизведен  в спектакле Екатерины Образцовой. Ответы Сергея Владимировича самым лучшим образом раскрывают его Личность - человека и творца.

Много смешного и трогательного уместилось в эти два часа, пролетевшие мгновенно. Публика в зале светло улыбается, много смеется, заметно переживает, в конце спектакля многие даже плачут. 

Словом, постановка получилась именно такой, за которые мы и любим его Величество Театр!