Ромео и Джульетта улетели к Марку Шагалу

Лучшие артисты мира мечтают играть главные роли в пьесах Шекспира, но не всем выпадает такая удача, а вот артистам Театра кукол им. Образцова повезло. Благодаря режиссеру Виктору Никоненко и драматургу Сергею Плотову, шесть великих пьес переплелись в одном спектакле «Играем Шекспира», и знаменитые роли достались Дмитрию Чернову, Андрею Нечаеву, Владимиру Беркуну, Роману Богомольному, Халисе Богдановой, Артуру Арутюнову, Александру Захарьеву, Владиславу Камышникову, Дмитрию Чернову, Ренату Шаймарданову. Екатерине Малетиной, Эвелине Исламовой, Алие Гаттаровой. Ни одному театру еще не удавалось выдать столько бенефисов в один вечер.

Режиссер и художник–постановщик Виктор Никоненко создал удивительный мир актеров, кукол и людей, где есть место человеческим страстям в любви и смерти, с  амбициями и насмешками. Юмор в трагическом и трагическое в смешном, вечные истины и наивные глупости – драматург и поэт Сергей Плотов виртуозно овладел лоскутным шитьем, так органично добавив в швы между Шекспировскими текстами шутки – прибаутки, что трудно понять, когда «импровизируют» актеры, а когда точно проговаривают текст.

Весь спектакль проходит под покровительством ее Величества репетиции. «Репетиция – любовь моя», – писал мой любимый режиссер Анатолий Эфрос.  Великое таинство театрального искусства рождается именно в репетиционном процессе. Старшие коллеги учат молодого и ретивого актера (Ренат Шаймарданов), демонстрирующего великолепную физическую подготовку, не пережимать, не махать руками. Тем временем, начинается «Сон в летнюю ночь» – сцена встречи Пирама (Влад Камышников) и Фисбы (Андрей Нечаев) через дырочку в стене (Эвелина Исламова). В сцене участвует уморительный лев. Зрители, рассмотрев огромную фигуру льва, задние ноги которого принадлежат Артуру Арутюнову, покатываются со смеху. Встреча влюбленных заканчивается трагически: Фисба игриво закалывается кинжалом: «Кончаю жизнь мою, адью, адью, адью…».

 Маски и костюмы в «Играем Шекспира» – невероятно оригинальные  (художник по костюмам Илария Никоненко), куклы – бесподобные, надеюсь, когда-нибудь они украсят знаменитый музей Театра им. Образцова. Кажется, нет такого типа кукол, которые бы не участвовали в спектакле: планшетные и перчаточные, тростевые и марионетки, необычные инсталляции, одна из которых оборачивается в финале…сюрпризом для зрителей, не скажу, каким. Куклы, декорации, бутафория, реквизит изготовлены Андреем Мягких и Варварой Тусовой в мастерских Скабеевых и в цехах Театра Образцова.

Между сценами артисты выходят из своих ролей и общаются между собой, делясь житейским и сценическим опытом. Особенно хорош лайфхак: что можно ответить знакомому актеру после плохого спектакля, чтоб его не обидеть, на вопрос «ну как?» (смотрите, не пропустите).

А как убедиться, что перед вами талантливый кукольник? Артисты подзадоривают друг друга: «Хорошей куклой каждый сможет сыграть, а ты попробуй сломанной». И вот артист Андрей Нечаев берет в руки исковерканную полуразобранную куклу Ричарда III, собирая его на глазах у зала, представляет великую трагедию жестокого урода, запуская по спинам  зрителей мурашки.

Невероятно трогательная сцена объяснения Ромео и Джульетты, когда тростевых  кукол постепенно освобождают  от подпорок и веревочек, и они взлетают и парят как «Влюбленные» на картине Марка Шагала, а потом Ромео бережно  опускает Джульетту на огромную деревянную ладонь Шекспира.

– Этой истории – 427 лет, интересно, что будут играть еще через 427 лет?

– Я думаю, Шекспира…

Самую продолжительную часть спектакля занял «Гамлет». Могильщики, философствуя и разглагольствуя, долго возятся с землей, раскидывая прах и мелкие камешки, конечно, из могилы извлекается череп бедного Йорика, как положено, в данном жанре – в колпаке с бубенчиками. Принц датский произносит знаменитый монолог, беседуя со своим вторым Я – голова которого в руке Гамлета моргает и открывает рот. Таких занимательных фокусов и трюков в спектакле много. Например, извлеченный с того света бюст самого Шескпира шевелит губами, внятно высказываясь на тему "мерзости, что видит он вокруг".

– Бедный Уильям, я знал его – это был человек, неистощимый на выдумки, – комментирует могильщик.

Кому как не Шекспиру знать, какой театр умер, а какой жив, и про театры, что ни живы, ни мертвы. Как нам сегодня не хватает мудрого слова великого драматурга!

Очень забавный у кукольников получился петрушечный «Отелло»: тут драматург Сергей Плотов совсем распоясался и вложил героям в уста шаблонные открыточные стихи - натуральная комедия.

И самое пронзительное впечатление произвела встреча с головой Шекспира, спойлерить не буду, чтобы вас тоже накрыло.

Отмечу еще, что огромную эмоциональную нагрузку в спектакле несет необычная музыка композиторов Юрия Матвеева и Артема Якушенко (дуэт «Белый острог»).

В общем, Шекспир был бы доволен, как его играют в кукольном театре.