Место действия нового прочтения «Ревизора» мраморное пространство элитных бань, в которых чиновник города N решают свои вопросы, совмещая полезное с приятным в окружении обнаженных «нимф». Сергей Женовач, кажется, впервые сделал спектакль в категории «детям смотреть воспрещается», и в какой-то степени для этого интеллигентного театра это – сенсация. Звуки, с которых начинается еще невидимое действо, повергают в трепет даже взрослых. Не уверена, что ради нескольких минут эротической массовки стоило приглашать девятнадцать (!) моделей в простынях. Первые полчаса, впрочем, поражаешься, веселишься, пребываешь в зрительской эйфории от прекрасного сочетания любимого текста Гоголя, находчивой режиссуры  Женовача и сценографии Боровского.

Однако постепенно наступает перенасыщение тем, что мотивы и ассоциации исчерпываются остроумно решенным, но единственным постановочным ходом. Да, конечно, в этих банях все считывается: знаменитые пословицы и поговорки, картины художников на библейские сюжеты, золотые цепи на бычьих шеях 90-х гг. и римская тога местного царька Городничего (Дмитрий Липинский). Тут тебе и – рука руку моет, и очищение от грехов, и  концы в воду, и омывание смертельно пьяного, бездыханного Хлестакова (Никита Исаченков) в «священных» водах и т.д.

 

Артисты самоотверженно вместе или по очереди кидаются в бассейн, сидят там часами, исполняя режиссерскую волю, но уже во втором действии их длительное пребывание в воде ничего, кроме сочувствия к промокшим до печенок артистам, не вызывает. И гениальное гоголевское: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» не попадает в зрителя, который уже не смеется.

 

Троекратное восклицание по поводу банальной соленой трески «Лабардан-с» утомляет незначительностью, а сокрушительное падение Городничего (Дмитрий Липинский) в бассейн, накрытый белой простыней/скатертью с летящей ему на голову посудой, ошарашивает публику подлинным переживанием за физическое состояние артиста.

Спектакль, на мой взгляд, изрядно затянут, хотя на некоторых артистов можно любоваться вечно. Так прекрасна Анна Андреевна, жена Городничего (Варвара Насонова) в своей наглой уверенности и вседозволенности, в своей ограниченности и своем женском превосходстве над мужем – мужланом и над всеми окружающими. И также хорош почтмейстер (Александр Суворов), у которого в лице отражается пестрая судьба мелкого российского чиновничества.

P. S. Вкус таинственного лабардана театр раскрывает еще до начала спектакля. Длинный буфетный стол, который всегда украшают дружественные вазы с яблоками для гостей, уставляют фарфоровыми супницами, и зрители могут отведать рыбного супчику с тем самым лабарданом. Буфет, кстати, в СТИ – один из лучших театральных буфетов Москвы по свежести и оригинальности ассортимента.

 

 фото Александра Иванишина