Зрителей ждет перформативная постановка по ветхозаветным текстам

14 и 15 сентября в театре «Шалом» представят премьерный спектакль по ветхозаветным книгам, авторство которых приписывают царю Соломону, «Песнь любви. Песнь скорби» режиссера Полины Кардымон и драматурга Егора Зайцева. Это поэтический перформанс с элементами пластического этюда, с медитативным саунд-треком, символичными декорациями и вкраплением философских высказываний, которые придают архаичным текстам новые актуальные смыслы и дарят зрителю максимум свободы для интерпретации постановки.

«Это будет один из довольно редких сейчас спектаклей европейского формата на российской сцене. В нем будет меньше чисто развлекательной функции и больше глубокой рефлексии, поддерживаемой перформативным форматом», — считает режиссер Полина Кардымон.

Перформативный формат подразумевает емкое и глубокое постдраматическое существование, когда зритель не столько следит за сюжетом, сколько отвечает на внутренние вопросы о жизни, скорби, любви. А рассуждать ему помогает картинка и действо на сцене. Создатели спектакля оставляют гостям пространство для интерпретации, которое они сами смогут наполнять глубоко личными смыслами, становясь на время просмотра соавторами постановки.

В основе спектакля — две ветхозаветные книги: «Екклесиаст» («Книга Проповедника») и «Песнь Песней». Их переосмысление и переработка для сцены частично велась в Доме творчества Переделкино, самого известного литературного анклава Подмосковья,  постоянными резидентами которого являются Полина Кардымон и Егор Зайцев (здесь они создали проекты «Мой друг Бибигон», «До Луны и обратно. IV Конференция сказочников», «а потом», «семейный versus» Haters gonna hate, «Пир-Сапгир» и др.).

«Мы сделали все, чтобы максимально сохранить избранные фрагменты текстов в исходном виде, но мы не даем никакой религиозной трактовки, это исключительно художественное высказывание: текст Ветхого Завета дает зрителю доступ к великолепной древней поэзии, которую часто нам мешают воспринять бытующие в обществе стереотипы. Мы же подаем эти тексты именно как эстетический, поэтический артефакт», — объясняет автор сценической интерпретации Егор Зайцев.

Но со сцены звучит не только ветхозаветный текст. Авторы дополнили отрывки из канонических книг художественными высказываниями — например, цитатами Альбера Камю из «Мифа о Сизифе» и цитатами Василия Розанова из его рассуждений о «Песни Песней». В итоге несколько источников то гармонично, то диссонансно сталкиваются в текстуальном пространстве спектакля для того, чтобы образовать новое высказывание.

За музыку в спектакле отвечает саунд-дизайнер, основатель известного музыкального проекта presidiomodelo Владимир Бочаров. Специально для этой постановки он создал объемное звуковое полотно, которое схватывает и вплетает в свой медитативный мелодический ряд множество бытовых технических шумов. Музыка в спектакле будто обнимает зрителя, все глубже увлекая его в мир размышлений.

Главная акцентная составляющая декораций — массивный трехметровый шар, сочетающий в себе множество символов и смыслов. Это и сама земля, и глина, из которой был вылеплен Адам, и наказание Сизифа, и образ всех земных тягот и радостей, которые наполняют жизнь любого человека. Артисты активно взаимодействуют с шаром: молодожены перекатывают его, будто ведя партию в какую-то игру, а главный герой борется с ним, стараясь не попасть под «каток», рискуя быть смятым в лепешку. Сценографией спектакля занимается лауреат «Золотой Маски», выпускница мастерской Э.С. Кочергина художница Анастасия Юдина.

«Мне кажется, что сегодняшнему зрителю этот спектакль особенно важен, нам было особенно ценно создать место, где тебя никто ни к чему не принуждает, не пропагандирует, не агитирует, — говорит Егор Зайцев. — Сильная сторона постановки в том, что она ничего не навязывает. В ней нет набившей оскомину привычной драматической системы координат. Нет той театральной условности, за которую уже испытываешь стыд. Для меня ценность спектакля характеризуется апофатически: через то, чего тут нет».

ПРЕМЬЕРА | Песнь любви. Песнь скорби

14 и 15 сентября, 19 и 20 октября 19:00 

Продолжительность: 1 час 30 минут с антрактом

Билеты: от 1500 рублей

Театр «Шалом», Варшавское шоссе, 71к1

16+

https://shalom-theatre.ru/spektakli/PL/