Когда же наступит мир?
Режиссер Саша Золотовицкий в театре «Шалом» очеловечил суховатую библейскую историю о Давиде и Голиафе о том, как израильский юноша, вооруженный лишь пращой и камнем сразил вооруженного до зубов великана, а потом отрезал ему голову, чтобы принести своему народу доказательство о победе над филистимлянами. Молодого режиссера волнуют мысли и чувства библейских героев, ему давно хотелось их оживить, приблизить к сегодняшнему дню, так появилась придуманная «небиблейская история».
Голиаф (Иван Орлов) Саши Золотовицкого – вовсе не страшный великан, а нежный, очень ранимый человек высокого роста. При своей внешней огромности он застенчивый и трепетный, как птичка колибри, и мухи он не обидит, а уж человека, тем более. Как жаль, что судьба оказалась к этому добряку столь немилосердна, что хитрый Капитан (Сергей Шадрин) выбрал Голиафа из всех воинствующих филистимлян в качестве устрашающей персоны, способной вынудить врага сдаться без боя. Так мирный человек стал невинной жертвой обстоятельств. Ему бы жить да жить, собирать камни, любоваться природой, но времена не выбирают, война беспощадна ко всем. И библейский герой в сегодняшних обстоятельствах нам кажется современником.
В спектакле Саши Золотовицкого много иронии и даже лирики. Голиафу выпала роль жертвенного барана, которого обрекли на заклание. И барана жаль, а тут обречен человек – большой добродушный наивный, как телок.
Сорок дней и ночей богатырь Голиаф опасливо ждет в долине между войсками ответ от врагов. Ему, в отличие от боевого оруженосца – мальчика с щитом (Александра Ахметзянова), нравится, что никто не приходит с ним драться. Может, обойдется? Однажды приходит к нему старик (Федор Бычков) и на непонятном языке что-то грозно ворчит. Голиаф пугливо, а потом жалостливо силится понять, что хочет от него этот дедушка. Щитоносец страшно недоволен, что воин не убил старика, ведь это мог быть шпион. Голиаф как ребенок, выкладывает из камней пирамидки, и он наивно верит, что юноша с камешком в руках тоже пришел строить пирамидки.
Давида тоже настроили заранее: ведь Голиаф вооружен, он враг, и его надо убить. Он не понимает чужой язык, когда вражеский воин пытается ему объяснить, что не собирается никого убивать, ни одного человека. Человек человеку не должен быть врагом. Так считает Голиаф, который хочет просто «сидеть на камне и думать, просто пить воду и смотреть на солнце», но камень, пущенный Давидом, уже летит, и ничего нельзя исправить в истории человечества.
Люди веками убивали и продолжают убивают друг друга, оправдываясь желаниями своих богов, придумывают множество причин, по которым им не ужиться на Земле, и никак не могут понять, что Земля – одна, и ей давно очень нужны только мир и покой.
фото Анастасии Борисовой и Игоря Червякова