УГОЛОК ЖИВОГО ЗРИТЕЛЯ

 

КОМУ НУЖЕН СТАРЫЙ МОЦАРТ,

или размышления после спектакля Аркадия Каца «Мудрец»

 

 

   Я посмотрела  хороший спектакль. После которого летать хочется, в голове появляются  разные мысли, и даже  казаться начинает, что не все так в жизни нашей плохо.

    Вот два театра - они находятся в двухсот метрах друг от друга. В одном ставится спектакль , где полуголые артисты по необьяснимым причинам едят фекалии прямо на сцене. Об этом спектакле говорит вся театральная Москва. В другом идет подлинный шедевр настоящего русского психологического театра, и – тишина. Прочитала на сайте лишь одну с половиной рецензию – вот и весь шум.

     Аркадий Кац, надо сказать, шум никогда не любил. Ни в молодости, когда возглавляемый им театр Русской драмы в Риге гремел, ни потом - когда много ездил по стране и миру на постановки и отвергал одно за другим предложения возглавить какой-нибудь театр. Сейчас, я полагаю, тоже не любит: ни повышенное к себе внимание, ни скандалы вокруг профессиональной деятельности, ни так называемый пиар. Именно то, что так привлекает сегодня других – и не только режиссеров – всех, кто во что бы то ни стало хочет быть модным, знаменитым, богатыми. По тому, как действуют в этом смысле некоторые творцы можно целое руководство написать под названием « скандал как двигатель искусства». Только искусство  это, подчас, искусством трудно назвать ,  и не всегда оно хорошо пахнет.

    Аркадий Фридрихович посвятил себя театру. Ну, вот рождаются такие безумные люди, которым просто до такой степени нравится создавать спектакли, что ничего другого им не надо. К некоторым из них даже неожиданно приходит слава, но они специально для этого ничего не делают. Аркадий Кац невероятно достойный и умный человек, профессионал самого высокого класса. Наверное, именно поэтому до сих пор в театральном сообществе людей солидного возраста он - гуру и мастер. Те, кому сегодня под семьдесят, по сей день аплодируют его открытиям и находкам. Правда, вспоминают они его постановки былых времен. Сегодня Аркадий Кац скромно трудится в театре «У Никитских ворот» и , надо сказать, мало кто знает, какие прекрасные спектакли выходят из-под его руки.

   Я посмотрела последнюю премьеру . «Мудрец» по пьесе Островского « На всякого мудреца довольно простоты». Кац не первый раз обращается к творчеству драматурга позапрошлого века,  и как всегда делает это очень деликатно по отношению к его текстам  ( как впрочем он деликатен и к другим авторам). Текст Островского звучит без изменений, костюмы отсылают зрителей к прошедшей эпохе, но при этом спектакль смотрится как очень современный и даже злободневный. Кто не помнит, речь в пьесе идет о молодом человеке из нижнего сословия, который всеми правдами и неправдами прорывается в высшее общество. Героя зовут Егор Глумов ( его превосходно играет Александр Чернявский) , и он не гнушается никаких средств – ни лести, ни подлости, ни вранья, ни даже подкупа, чтобы добиться своей цели. И в тот момент, когда ему кажется, что уже держит удачу за хвост , ситуация резко меняется.

    Действие длинною в два с половиной часа смотрится на одном дыхании. Почему ? Просто потому, что абсолютно все в нем  – на своих местах. Пьесы разобрана, актеры понимают , что и зачем они делают, каждый жест, каждое движение и даже мимика продуманы.  Все перестановки на сцене - стульев или столов, например - происходят четко и чисто. Они даже поставлены режиссером  как небольшие этюды. Да, и вообще  все , что делается, имеет значение, мотив – художественный или смысловой. Спектакль идет - как будто кто-то на рояле играет! Так и хочется воскликнуть – Аркадий , да ты Моцарт! Его спектакль такой же цельный как музыкальное произведение, которое может испортить даже одна фальшивая нота. Фальши нет. И пошлости нет. А ведь это комедия! Наитруднейший жанр. Да еще комедия, поставленная довольно традиционно, с элементами гротеска и водевиля даже.  Спектакль «Мудрец» - это такая невероятная конструкция, в которой все работает идеально. Да, именно так. И главное – не надо гадать , что хотел сказать режиссер. Намерения ясны, и думать остается только о смысле происходящего.

    Кстати, по поводу мыслей. Неожиданно спектакль привел к размышлениям о старости. Во-первых потому, что почти все, кого хочет обдурить Глумов - старики ( ну, просто не могу не отметить высочайшую работу народного артиста России в роли Мамаева  Валерия Шеймана  и заслуженного артиста России Юрия Голубцова, сыгравшего Городулина). Они , да и другие тоже – представители уходящего поколения. И все они, извините, выглядят идиотами. Я понимаю, что, это вероятно законы жанра, что так, возможно, вышло у Островского ненарочно. Но тем не менее. У нас в России такое вот отношение к старости. А ,может быть, и во всем  мире , кто знает, что там на самом деле скрывается за улыбающимися лицами европейских стариков и старушек. Поэтому я считаю, что старость – это дело индивидуальное и к государству имеющее мало отношения. Каждый человек должен научиться стареть сам. Много у него денег или мало – неважно. Свою старость нужно контролировать и заниматься ей очень внимательно. И занимать себя . Делом. Или делами. Чем-нибудь важным или интересным. Потому что иначе можно превратиться черте знает во что. Тут, конечно, нельзя сбросить со счетов болезни  - деменцию или неподвижность. Хотя , если не считать чего-то совсем ужасного, держать в порядке свою голову и тело - тоже задача глубоко индивидуальная, и никто за тебе ее не решит. Людям творческим , а тем более известным, стареть еще труднее потому, что на них вообще все смотрят. Раз уж мы тут рассуждаем про искусство, то скажу, что неимоверно тяжело стареть руководителям больших театров, а также большим артистам, которые до последнего держаться за сцену.  Это вообще отдельный вопрос, на который у меня нет ответа.

   Аркадий Кац поставили своего «Мудреца», от которого ноги сами просятся в пляс на восемьдесят девятом году жизни. Восемьдесят девятом! Поставил спектакль , от которого можно электричество вырабатывать, такая в нем энергия. Я близко не знакома с Аркадием Фридриховичем  и не знаю, какой букет физических проблем есть у него, но чего точно у него нет – душевной усталости и скучной назидательности. То есть , может быть и есть , но это совершенно незаметно! И в обычной его жизни, кстати тоже.  Именно потому, я уверена, что Аркадий Кац контролирует свою старость. Он не дает ей ни одного шанса превратить себя в памятник или безумца, в желчного старца или капризного тирана.  Старость, говорят , проявляет и усиливает душевные качества, заложенные  в нас еще при рождении. Видимо, Аркадий Кац был очень хорошим молодым человек – тонким, умеющим любить и сострадать, внимательным , веселым и с явным чувством юмора. Он такой и теперь , говорят друзья. Так и я об этом! Все эти его качества видны в спектакле невооруженным, так сказать, глазом. Как и талант, который ,конечно, от нас не зависит. Но , если усиливается все остальное , то и таланта с годами становится все больше . Правда же?

    Между тем, я вижу, как пренебрежительно относятся сегодня в театрах к пожилым драматургам, артистам или режиссерам только потому, что им много лет. Драматургов считают устаревшими, режиссеров – не успевающими за жизнью. В цене только то , что молодо и модно. И тогда стареющий режиссер хватает - как  спасательный круг - пьесу молодого автора. И даже, если она ему кажется бездарной – какой и является на самом деле - он гонит от себя эти мысли, чтобы не сочли, что он не в тренде . А ведь, единственная новость , которая всегда нова – это талант. Правильно сказал Пастернак. 

 

Лариса Максимова