Активная история


«Общество Председателей Земного шара» в 1916-м году придумал Велимир Хлебников, наивно верящий в свою фантастическую утопию – «собрать лучших людей планеты для управления счастливым государством будущего». В числе других футуристов к поэту однажды примкнул иВладимир Маяковский, которого всегда привлекало громкое, смелое, необычное.

С их общих выступлений, воззваний и публичных хулиганств начинается действие спектакля Активного театра «Председатели земного шара» по пьесе Ольги Погодиной-Кузминой. По хорошей традиции, в спектакль Активного театра, поставленный режиссером Мариной Перелешиной, вовлекаются все зрители, которые с нескрываемым удовольствием участвуют в играх-танцах-песнях-речевках, предлагаемых по ходу действия артистами.

Первые годы великой революции поэты-ораторы были на общей волне и в своей стихии: они вдохновенно сочиняли, чуть ли не ежедневно выступали перед самой разной аудиторией, ходили на демонстрации, братались с простым народом и друг с другом, свято верили, что словом можно разрушить старый никчемный мир и построить новый, простой и прекрасный. А потом все усложнилось, переменилось, стало как-то незаметно затухать, у каждого началась своя жизнь.

  фото Олега Карлсона

Бунтарь и дикарь Маяковский (Павел Сборщиков) знакомится с Лилей (Елена Ксенофонтова) и Осей (Андрей Филиппак) Бриками, и судьба его решена. Лиля быстро обуздала поэта-великана, почуяв в алмазной необработанной глыбе уникальный бриллиант, нуждающийся в хорошей огранке. А уж в бриллиантах Лиля Брик знала толк. Елена Ксенофонтова в этом спектакле – настоящая звезда: ее Лиля - роскошная, чувственная, лукавая, хитроумная, манкая. Такая женщина действительно достойна поэтического пера, и все посвящения великого Маяковского ею заслужены. Андрей Филиппак играет Брика деловитым, расчетливым, и, при этом, страстно влюбленным мужчиной: «В Лилю влюблены все, а муж – я…». - Гордо заявляет он, спокойно наблюдая, как Маяковский превращается в ручного «щена» его шикарной жены.

фото Ларисы Двоеглазовой 

Рядом с уверенной в себе Лилей, немножко стервой, немножко киской, меркнут другие женщины. Мария (Анна Перелешина) напрасно ждет от Владимира Владимировича признания в любви. Его объятия широки и всеобъемлющи, но сердце отдано Лиле навсегда. Мария слишком искренне и беззаветно предана Маяковскому, ей бы освоить Лилину науку «убеждать мужчину, что он – гений, не забывая при этом делать себе подарки». Лиля Брик с чуть влажными сверкающими глазами, капризно надувая губки, уверенно требует от знаменитого трибуна новый автомобиль («машинку»): «Самая дорогая дамская сумочка стоит дешевле, чем курс в психиатрической лечебнице». Этой женщине позволено все. Маяковский, благодаря ее стараниям, делается респектабельным и сытым, и пусть его «любовная лодка разбилась о быт», он все равно уже не вернется к старому другу бесшабашной юности. А вот Велимир Хлебников (Павел Савчук) за эти годы совсем не изменился. Он - такой же наивный романтик, верящий, что хотя бы «через сто лет на Земле будут другие люди: прямые, строгие, свободные».


Дальновидная Лиля, пережившая в итоге всех своих друзей и близких, иронически возражает: «Будет все то же самое (то есть люди не станут лучше), не изменятся только меха, бриллианты…». Актер Павел Савчук так естественен в «своих» убеждениях, так несчастен, что его Велимира начинаешь жалеть с первых минут появления на сцене, еще до того, как он трогательным калачиком сворачивается на сундучке. В квартире Бриков ему не найдется места: не того масштаба поэт. Председателем Земного шара Брики своевольно назначают Маяковского, оттеснив в сторонку Хлебникова. «Инцидент исперчен», - полагает Маяковский, покончив с романтическими настроениями, но отошедший в мир иной Велимир станет являться «главному советскому поэту» во сне, шутливо попрекая, что мол, «вот у тебя и музеев будет много, и библиотеки, и театры твоим именем назовут, а все равно, и тебе придется с жизнью кончать раньше времени…».

Спектакль «Председатели земного шара» насыщенно театрален. Песни, танцы, декламация, живое общение позволят зрителям окунуться в историю, стать ее свидетелями и участниками и почувствовать, что, по крайней мере, этот вечер точно прожит не напрасно.