“Музей - мост между временами, поколениями и культурами” - так называлась встреча, собравшая в ЦМД “Пресненский” не только тех, кому интересна эта тема, но представительное профессиональное музейное сообщество.

Гостями вечера стали: Людмила Дементьева - Лауреат Государственной премии, заведующая отделом металла Государственного Исторического музея, кандидат наук. Член экспертного совета министерства культуры РФ, лауреат премии имени И. Е. Забелина, член международного союза музеев (ИКОМ).

Александр Богатырев - директор музея-заповедника “Усадьба “Мураново”.  Член Правления Ассоциации литературных музеев Союза музеев России, член Президиума международного комитета музеев ИКОМ России.

Илья Насонов - дизайнер студии Nasonov Design Werke, преподаватель РАНХиГС и Британской высшей школы дизайна, автор идеи и руководитель проекта “Цифровая музейная экспозиция” по оцифровке экспонатов музея-заповедника “Усадьба “Мураново”.

 

Разговор начался с общеизвестной цитаты: “Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра”. Немногие помнят продолжение стихотворения Сергея Михалкова, но ощущение того, что музей дело торжественное и семейное есть у многих. Действительно, музеи часто начинались с частных коллекций или с коллекций, подаренных музеям. Людмила Ароновна Дементьева рассказала, что одним из важнейших источников пополнения  собрания Исторического музея, создавшего основу музейного фонда стали именно дары частных собирателей. Например, одним из активнейших дарителей, в начальный период музея, стал известный коллекционер Алексей Петрович Бахрушин. Людмила Ароновна пришла работать в Исторический музей еще студенткой Исторического факультета. И начала свой трудовой путь с уборщицы. “Это было очень удобно. Мой рабочий день заканчивался как раз к первой паре. Я приходила в музей первой, включала свет в залах и была наедине с экспонатами. Помню, очень боялась памятника Чернышевскому - грозный такой был, ух”. Вскоре Людмила Ароновна стала экскурсоводом, а потом и заведующей отдела металлов, где хранится экспонат Исторического музея, зарегистрированный под номером 1. Это женский металлический браслет в виде пружины. Кстати, в коллекции есть много и забавных предметов, например, потерянная Николаем I шпора. Фонды музея огромны и иногда только выставка позволяет увидеть уникальные вещи, хранящиеся в запасниках. Раз в сто лет.

Семейную династию продолжает и Александр Богатырев - сын директора Государственного музея А.С. Пушкина Евгения Анатольевича Богатырева. Логичным продолжением поэтической линии для Александра стало предложение возглавить музей-заповедник “Усадьба “Мураново”.  Мураново стала одной из первых усадеб, получивших охранный статус музея. Она построена по проекту замечательного поэта  Евгения Боратынского, потом перешла к роду поэта Тютчева. Здесь гостили писатели Гоголь, Одоевский, Аксаков, художник Нестеров и поэт Максимилиан Волошин. Волошин спас от разорения не только саму Усадьбу, но и ее хозяина - первого директора и основателя музея Николая Ивановича Тютчева, внука знаменитого поэта.

Как рассказал Александр Богатырев, у Максимилиана Волошина было право вычеркнуть одну фамилию из расстрельных списков НКВД. Увидев в таком списке фамилию Тютчев, Волошин выбрал именно её. Это был тяжелейший выбор, ведь все остальные в списке тоже были хорошо ему знакомы. Так продолжилась не только жизнь и династия Тютчевых, но и история уникальной усадьбы, о которой Волошин написал множество статей, назвав Мураново: “живым сосредоточием самого ценного, что оставила нам русская жизнь прошлого века”.

Илья Насонов  не “музейный человек”, по его собственному признанию. По образованию Илья дизайнер интерьера ( РГХПУ им. С. Г. Строганова). Его студия занимается частными проектами, однако преподавательская карьера  на кафедре художественной реставрации мебели в своей альма-матер познакомила его с уникальными объектами культурного наследия и важностью их сохранения. “Именно 10 лет преподавательской деятельности дали мне возможность по достоинству оценить реставрацию, как отрасль”, - отметил Илья.

Идея цифровизации вызвала живую дискуссию между участниками встречи.

Нельзя отрицать, что цифровизация коснулась всех сфер нашей жизни,  это то будущее, которое уже наступило. Но что можно отцифровать, а что нет?  Участники конференции пришли к выводу, что как дополнение к музейной коллекции, как уникальное расширение возможностей для посетителей, для популяризации - использовать технологии необходимо. Ведь так можно виртуально "попользоваться" музейными вещами или посмотреть, как они устроены. Огромную пользу оцифровка приносит реставраторам. Но заменить экспонат цифровой копией невозможно и не нужно.

По всей стране сейчас идет процесс оцифровки экспонатов в Государственный каталог. Сколько он будет идти пока неизвестно, но дело двигается. Масштаб задачи можно себе представить буквально по двум фактам: в отделе металлов, а это средний по количеству экспонатов отдел, хранится 60 тысяч экспонатов, а в отделе нумизматики 1,5 миллиона предметов. Названия в каталог переносятся из инвентарных книг, хранящих историю музеев. Некоторые из них в старинных кожаных “окладах” с металлическими застежками, а некоторые записи делались в лихие годы революции. Можно встретить и такое описание Апполона: “Голый мужик стоит у пня”. Этой грандиозной работы хватит не на одно поколение музейщиков.

 

В заключение встречи, по традиции, гости поделились советами, как правильно ходить в музей.

  1. Обязательно с утра, выспавшись и плотно позавтракав.
  2. Не пытаться объять необъятное. Лучше выбрать одну тему, изучить и целенаправленно посмотреть коллекцию по этой теме.
  3. Приходить с открытой душой, чтобы почувствовать ту эмоцию, которую музей хочет сохранить и передать!

После музея обязательно - обед и просекко!