Мечтать не вредно, вредно не мечтать…

Мы все любим так говорить, но в суете обыденной жизни, поглощенные заботами, забываем о мечтах. Театр «Мечтатели» создан именно для того, напомнить каждому, как это здорово, несмотря ни на что, мечтать  о любви, о дружбе, о чуде и т.п.

Московский независимый театр «Мечтатели» в настоящее время обретается в ДК РГСУ на Стромынке, имеет многочисленных поклонников и полное право на существование. Театр родился в 2021 г. , обрел временную прописку на камерной сцене Театрального центра «Свободный 24». Труппа театра на тот момент состояла из выпускников «Щуки», «Щепки» и Казанского театрального училища. Театр  вышел в народ со спектаклем «Мечтатели, или Я просто хочу, чтобы вы меня любили». Первый спектакль режиссёр и основатель театра Екатерина Лунина поставила по мотивам повести Фёдора Достоевского «Белые ночи». Спектакль в жанре драматической фантазии с элементами пластики сразу очаровал зрителей, появились постоянные поклонники.

Спустя год, коллектив обрёл свой первый «дом» на большой сцене Дома культуры РГСУ и выпустил второй спектакль – «Безымянная звезда». В трагикомедии по одноимённой пьесе Михаила Себастьяна  приняли участие  также актёры Вахтанговского театра, выпускники ГИТИСа и актёры Малого театра. Коллектив остался верен себе: на сцене минимализм. К пластике и танцам добавился живой вокал и яркое существование актёров, что требовалось по законам пьесы.

Летом 2023 года театр «Мечтатели» отправился в свои первые большие гастроли: Ереван-Тбилиси, в Санкт-Петербург и Ярославль, где публика встретила их необыкновенно нежно и бережно.

Весной  2024 года театр выпустил свой третий спектакль – «неОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО» - сценическую фантазию на тему пьесы Евгения Шварца.

Режиссер Екатерина Лунина – автор всех спектаклей своего авторского театра. Она придумывает сценографию, подбирает музыку, дирижирует всем происходящим на сцене и за кулисами.

В новом спектакле режиссер размещает примечательных музыкантов в боковых карманах просцениума.  Аутентичный звук ханга (на ханге играют руками) и живой  битбокс (это жанр музыки включает в себя способы создания композиции при помощи рта, губ, языка, горла, голоса, а иногда рук и микрофона)  завораживают с первой минуты и необыкновенно украшают действие.

Спектакль называется «НеОбыкновенное чудо» потому, что  известные нам до мельчайших подробностей герои Евгения Шварца, по воле режиссера,  являются в гости к волшебнику на звездолете откуда-то из космоса, с другой планеты. У Волшебника (Дмитрий Минин) и его жены (Екатерина Латуринская ) – костюмы из серебрянки, в которую в советских фильмах и спектаклях было принято наряжать людей из будущего. У всех персонажей – необычный, слегка кошачий, космический грим. Поначалу это удивляет, но вот начинается настоящее обыкновенное чудо  – увлекательный спектакль, и про космическое  чудачество можно забыть.

Все постановки «Мечтателей» традиционно отличаются минимализмом, что понятно, ведь собственного помещения у театра пока нет. Вся сценография «НеОбыкновенного чуда»  состоит из трех прозрачных ширм на колесиках, которые легко перемещать (правда, пластик поглощает звуки, поэтому слушать реплики героев из-за ширм довольно затруднительно), но зато есть огромный плюс: артисты играют без микрофонов, что нынче в театре – редкость! И еще, сцену заполняет множество серебристых больших мячей, которые иногда заменяют мягкую мебель. Мячами элегантно перекидываются герои спектакля, но по залу (как это любил делать Вячеслав Полунин), к счастью не пускают. На сцене разворачивается нормальное драматическое действие по гениальному тексту Евгения Шварца.

 

Удивительно, как зрители несказанно удивляются и радуются репликам драматурга: вероятно, не читали книгу и не видели фильма. Какое непуганое выросло поколение. Примерно, такие вот юные дивы сидели в зале перед нами и наивно, ахая, всплескивали руками.

Словно специально для подобной мимишной аудитории  в этой истории наличествуют кошачьи символы – Король (Даниил Богданов ) немного смахивает на встрепанного  черного кота, у Принцессы (Полина Северная ) – милые  кошачьи манеры (хореограф Елена Воронова), Министр администратор в темных очках и белом льном камзоле  тоже похож на кота и ловко орудует лазерной указкой с зеленым лучом.

Артисты, несмотря на специфический грим, органичны и естественны, легко контактируют с залом. Король, отчаявшись переубедить дочь вернуться в семью, советуется со зрителями. Просит поднять руки тех, у кого есть дети – 1-2-3-4,  и радостно приветствует многодетных, просто умоляет их, любя,  доверять своим детям.

Запоминаются остроумно поставленные мизансцены при минимуме средств, например, белая метель возле трактира. Хорош… нет, трогательно прекрасен  трактирщик Эмиль (Виталий Иванов). Ему охотно веришь, ведь он так добр и печален, он так искренне верит в чудо любви.

Посреди сказочного действа неожиданно звучит романс «В лунном сиянии снег серебрится…», немедленно возвращая в реальность, что совсем не мешает сказочному фону.

Спектакль вышел нежным и самостоятельным. В «неОбыкновенном чуде»  нет, к моему облегчению, никаких отсылок к эпизодам знаменитого фильма Марка Захарова. В отличие от постановки Ивана Поповски на сцене театра им. Вахтангова, где используется музыка Геннадия Гладкова и песни на стихи Юлия Кима, от чего у зрителей происходит когнитивный диссонанс, ибо у вахтанговцев в «Обыкновенном чуде» – «труба пониже и дым пожиже».

Героическим усилиям маленького независимого театра хочется пожелать удачи в дальнейшем творчестве, и:  «Слава безумцам, которые живут так, словно они бессмертны!» (Евгений Шварц).