Режиссер Сергей Паньков,

автор пьесы Владимир Хаунин,

художник-постановщик Татьяна Артамонова,

научный консультант Наталья Зайцева,

композитор Антон Горчаков.

в  ролях – выпускники РГИСИ 2024 года, курс Сергея Дмитриевича Черкасского.

Театр Дворца Юсуповых на Мойке представляет премьеру: иммерсивные спектакли «Мистерии. Театральная игра в доме Юсуповых» и «Мистерии. Театральный приём во Дворце Юсуповых».

 «Это история старорусского семейства в типичной для него обстановке восточной дикости и роскоши. Начинается она у татар в Золотой орде, продолжается в императорском дворе в Санкт-Петербурге и оканчивается в изгнании», — так начинаются мемуары князя Феликса Феликсовича Юсупова.

 

История древнего, богатого и знатного рода Юсуповых всегда была окружена тайнами и легендами, словно балансируя на границе реальности и фантазии. Отчасти этому способствовали и сами Юсуповы – многие из них имели вкус и талант к мистификациям, театру, игре в широком смысле слова.

16 августа состоится премьера иммерсивного спектакля «Мистерии. Театральная игра в Доме Юсуповых» во флигеле и домашнем театре Дворца Юсуповых на Мойке. В спектакле, как и в истории рода Юсуповых, переплетаются реальные события и мистика, ирония и драма, историческая правда и фантазия. Две версии «Мистерий» знакомят зрителей с представителями разных поколений семьи Юсуповых, посвящают в тонкости аристократического быта, окружают флёром ушедших эпох.

Вторая версия проходит в интерьерах Дворца и называется «Мистерии. Театральный приём во Дворце Юсуповых».

Авторы спектакля предлагают необычное решение — театр-променад, где зрители делятся на четыре группы. Каждому зрителю предстоит узнать одну из четырех версий истории аристократического рода, рассказанных представителями разных поколений. Каждый зритель пройдет свой уникальный путь, полный загадок и мистики.

Романы и дуэли, семейные тайны и родовые проклятия, утраченные состояния и сломанные судьбы, балы и пышные приемы, спиритические сеансы и изгнание… Иммерсивный спектакль позволяет не просто познакомиться с героями, но примерить на себя повороты их судеб и даже заглянуть в их души. Кроме того, зрителям представится возможность ознакомиться с бальными правилами и разучить несколько танцевальных фигур, побывать на званом ужине и домашнем спектакле, узнать тонкости дуэльного кодекса и вникнуть в особенности отношений со слугами.

Владимир Хаунин, драматург, автор пьесы:

«Юсуповы во все времена хотели быть первыми среди высшего света – собственно, первыми после царской династии Романовых они и были на протяжении более чем двух веков. Их родовой девиз – «Всегда и вопреки всему» – словно определял магическую легкость, с которой они шли по жизни и покоряли мир. Жить им было невероятно интересно, и жизнь они воспринимали как игру и великое приключение – согласитесь, редкое качество в любые времена.

Как приключение мы построили и наш спектакль. Документальные свидетельства, письма, дневники и воспоминания мы переплетаем с метафорами, цитатами, оммажами и ассоциациями из мировой классической литературы. Играем с пространствами флигеля и дворца – и одновременно с пространством культуры и истории, легенд и мифов, мелодрам и трагедий. Всё ради того, чтобы показать Юсуповых как персонажей большой истории, действующих лиц русской культуры и одновременно мировой мифологии».

Сергей Паньков, режиссер:

«Я работал с молодыми актерами, вчерашними выпускниками. Конечно, люди и нравы 100-летней, 200-летней давности от них очень далеки: люди совершенно иначе держались в обществе, и неверный поворот головы, повышение тона обсуждалось и порицалось. Музей нам очень помогал консультациями, экскурсиями и так далее. Актеры с энтузиазмом бросались во все тренинги, изучали этикет, тренировали осанку. Наталья Зайцева, научный консультант, рассказывала нам о философии Декарта и его теории страстей души. Однажды она сказала: быть аристократом – это постоянный внутренний процесс. И тогда я понял, что это очень похоже на то, чем все мы занимались во время учебы в Театральной академии.

Самой большой сложностью для меня оказалась структура спектакля, даже несмотря на то, что подобный опыт у меня уже был. Когда 4 группы начали совпадать по времени – я до сих пор уверен, что это невозможно без помощи высших сил.

Наши четыре маршрута – это четыре истории любви: жертвенная, страстная, эгоистичная и счастливая (с некоторыми оговорками, но у одной из историй счастливый конец). К чему души, скитающиеся по дому, приходят к финалу – ответить сложно. Мне кажется, что приходят они к принятию, ведь мистификация – это попытка бороться с роком, переписать свою судьбу. Чтобы понять, что не мы пишем этот маршрут, нужна большая сила. В этом смысле, возможно, и изгнание – не провал, а обретение.

В этом, на мой взгляд, схожесть истории рода Юсуповых, которую мы рассказываем, с романом «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. Ведь магический реализм сродни жанру мистерий».

Наталья Зайцева, научный консультант музея «Юсуповский дворец на Мойке»:

«Главная идея проекта воссоздать дух времени, lair du temps, то неуловимое, нематериальное, почти призрачное, что отличает прошлое от настоящего. Ведь мир русского дворянства с его культурой, театрализацией жизни, ценностями и философией ушёл, но не потерян безвозвратно.

Недавно на территории усадьбы завершилась реставрация старинного корпуса, который примыкает к Домашнему театру. Внутри ничего не сохранилось, и у музейщиков встал вопрос – как его обустроить? Пришла идея соединить дворец и служебный корпус, создать единое художественное пространство – и с этим блестяще справилась художник Татьяна Артамонова. Что касается дворца, его изысканные интерьеры, почти нетронутые временем, это уже готовые театральные декорации. Так и появились две версии спектакля, одна из которых играется во флигеле и домашнем театре, другая во дворце.

 

Мне как историческому консультанту предоставлялось важным не просто рассказать актерам о персонажах в историческом контексте, но и восстановить «язык тела», язык невербальных коммуникаций прошлого. Это путь от внутреннего к внешнему, от понимания внутренних установок, присущих светскому социуму, к внешним невербальным кодам. В этом спектакле счастливо соединилась сфера моих научных интересов и возможность попробовать их на практике».

Татьяна Артамонова, художник-постановщик:

«Если говорить об истории семьи и рода, никакая семья немыслима без дома. Во флигеле невозможно воссоздать дворцовое убранство – но можно поместить предметы той эпохи, которые станут важным акцентом и элементом игры, зададут настроение и помогут личности выразиться.

Мне важно было поразмышлять о том, какими людьми были Юсуповы и каким был их дом, а затем найти такие  предметы,  которые, что называется, «звенят» в пространстве. Такой предмет даст толчок воображению зрителей, и из этого воображения появится целый мир. Кроме того, для каждого героя необходимо было найти силуэт, который раскрывал бы его образ в костюме.

Задача воссоздания, исторической реконструкции интерьеров и костюмов передо мной не стояла. Но была сложная задача соединить домашний театр и 4 этажа отреставрированного флигеля и создать в них иллюзию дома. Нам удалось сконструировать игровой слой – ускользающий, но живущий по законам театра, в котором зритель будет не только свидетелем, но сможет чувствовать и взаимодействовать, пробовать на вкус и проверять на запах».

ВАЖНОЕ НАПОМИНАНИЕ: пожалуйста, для посещения спектакля «Мистерии. Театральная игра в доме Юсуповых» надевайте удобную обувь, так как предстоит много двигаться.

 

Ближайшие спектакли:
2, 4*, 5, 6, 8, 11*, 25, 31 января
2, 8, 9, 14, 16, 20, 22*, 28 февраля
Начало в 18:30 (* - версия играется во дворце, начало в 20:00)

Сайт проекта: https://mysteries.spb.ru/

По вопросам аккредитации обращайтесь:

Pr-менеджер

Марфа Хромова-Борисова

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Тел. 8 905 209 40 64 (Telegram, WhatsAp)