В основе трагикомедии – одноименная пьеса Григория Горина. Она рассказывает о жизни артистов во время Великой Отечественной войны. Над сценической версией пьесы работал Сергей Плотов. Режиссер спектакля – Михаил Цитриняк. Музыкальные произведения в духе военного времени создали композиторы Борис Кинер и Александр Прокопович.
"Эта постановка – памятник всем, кто внес вклад в Великую Победу, и не только непосредственно с оружием, ведь в Победу вложились все. Война – трагедия, которая случилась со всей страной, не только с теми, кто воевал. Наша работа – памятник всему советскому народу", – отметил Геннадий Хазанов.
Создатели:
Режиссер Михаил Цитриняк
Автор Горин Григорий
Автор сценической версии Плотов Сергей
Художник Куштевская Янина
В ролях:
Ильин Андрей, Шувалов Борис, Носков Илья, Назаров Александр, Письменный Игорь, Рыжих Наталья, Сологалова Ирина, Тихомирова Любовь, Светлана Галка, Изнаур Орцуев, Долматовский Владимир, Александр Юший, Александр Коврижных, Максим Кушников, Олег Павменов, Ирина Пулина, Наталья Чернявская, Виктория Клинкова, Дубакина Екатерина
Предыстория
В 1997 году на должность художественного руководителя в театр Эстрады пришел Геннадий Хазанов. С его приходом в театре обновился репертуар, начали ставить драматические спектакли. В 1999 году появилась своя труппа из выпускников Института театрального искусства. В репертуар вошли также спектакли для детей: «Путешествие в страну Мульти-Пульти», «Отпуск Деда Мороза», «Голубая стрела», «Ваня и крокодил», «Маугли», мюзикл «Снежная Королева». Много лет пользовался неизменной популярностью спектакль театра Антона Чехова в постановке режиссера Леонида Трушкина с Геннадием Хазановым «Ужин с дураком», премьера которого состоялась в 1998 году. Также на сцене театра Эстрады были поставлены спектакли «Морковка для императора», «Смешанные чувства», «Все как у людей», «Спасатель».
В преддверии премьеры «Прощай, конферансье!» состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие:
- художественный руководитель Московского театра эстрады, народный артист РСФСР, продюсер спектакля Геннадий ХАЗАНОВ;
- директор Театра Антона Чехова Ирина ГРИГОРЬЕВА;
- режиссер спектакля Михаил ЦИТРИНЯК;
- народный артист России, исполнитель главной роли Андрей ИЛЬИН;
- актеры Илья НОСКОВ, Светлана ГАЛКА, Любовь ТИХОМИРОВА, Екатерина ДУБАКИНА.
Геннадий Хазанов:
– Так получилось, что я пришёл в театр Эстрады художественным руководителем осенью 1997 года. Все эти годы меня мучил один вопрос: в советское время название Эстрада было оправдано, но когда закончился славный период советской экономики, театр Эстрады автоматом скончался, потому что новые экономические условия разрушили саму систему так называемых сводных эстрадных концертов: отсутствие установленной государством тарификации развязала руки исполнителям. Каждый мог назвать тот гонорар, который он хотел бы получить за своё выступление, а поскольку каждый ощущал себя Элвисом Пресли, не меньше, то, эту сумму гонораров театру было никак не вынести. Певцам, вокалистам театр Эстрады стал не нужен – они могли взять площадку 5.000 зрителей, целые стадионы, зачем им небольшой театр, ведь рекламные расходы одни и те же. На самом деле, театр Эстрады, по сути, являлся концертным залом, и только артисты, благодаря своим личным ресурсам, выпросили это звание – театр Эстрады. Пришлось делать настоящий театр. Я взял в штат целый актерский курс Российской академии театрального искусства (Мастерская Олега Кудряшова), этот курс целиком пришёл к нам. Ребята работали очень честно, хорошо, но зритель не очень ими интересовался. Как сказать, чтобы никого не обидеть… наш зритель делит свой выбор между тягой к искусству и зоопарком, склоняясь к зоопарку.
О премьере
– Сейчас Театр эстрады совместно с Театром Антона Чехова готовит очень интересную премьеру «Прощай, конферансье!». Я очень давно хотел сделать на нашей сцене пьесу Горина, потому что идеологически, как никакая другая, она нам подходит, притом, что, всё-таки, это было написано уже несколько десятилетий назад. Когда-то Андрей Миронов ставил ее как режиссер в Театре сатиры. Это очень пронзительная история, очень человеческая, очень честная. Там много смешного и трогательного. Всё, как мы любим.
Вот так сложились обстоятельства, что наш театр был пять лет закрыт за реконструкцию, и как только он открылся, я стал про это думать, а поскольку все было подогрето предстоящим 80-летием Победы, то сам бог велел. если не сейчас то уже никогда.
Это будет трагикомедия с музыкой, песнями, танцами и даже фокусами. Мы посвящаем свой спектакль артистам концертных бригад Великой Отечественной войны, вообще всем кто вкладывался в победу. Это и женщины, которые полуголодных городах трудились круглосуточно и ставили на ноги детей, и дети которые работали у станка с 14 лет, что тут говорить это – памятник всему советскому народу
Режиссер Михаил Цитриняк
– В театре Эстрады у Геннадия Викторовича идёт спектакль, который я поставил, называется «Онегин – блюз» с Алексеем Гуськовым и замечательной саксофонисткой Вероникой Кожухаровой. До этого мы были лично незнакомы с Геннадием Викторовичем. Геннадий Викторович оценил наш спектакль и предложил мне поставить пьесу Горина.
В любом случае, я бы не мог не откликнуться на его предложение. И пьеса мне понравилась. Она была написана много лет назад, сегодня надо было найти в ней самое важное, а карикатурное отбросить, всё становится гораздо жёстче, и тогда эта пьеса начинает звучать о сегодняшнем дне. Театр говорит про сегодня, и здесь же есть юмор, и погрустить, и прекрасно репетирует наши замечательные артисты.
С помощью писателя и драматурга Сергея Плотва мы сделали адаптацию того варианта который у нас будет идти. Во всех моих спектаклях участвуют мои друзья композиторы Борис кинер и Александр Прокопович, а Боря Киннер – еще и мой однокурсник по актёрскому, мы с ним в 1980 году окончили театральное училище, Боря, как театральный актёр, через себя все пропускает, и мне кажется, что очень удачная музыка получилась.
Я на финише спектакля уже начинаю ненавидеть Борю и Сашу потом, что ночами я пою эти песни, от них невозможно отвязаться, музыка и песни такие хорошие, что их не петь нельзя.
Директор театра Антона Чехова Ирина Григорьева:
– Я думаю, что народ пойдет на премьеру с удовольствием, потому что у нас играют действительно любимые артисты, известные, не сходящие с экрана телевизоров. Но главный для нас критерий, что они – действительно талантливы, и еще, грубо говор, хорошие люди. Нам важно, чтобы команда сложилась, чтобы всем друг с другом было комфортно и приятно. Вообще, я вам скажу, подбор артистов сегодня это – катастрофа, поскольку с кино, сериалами и телевидением Театр никогда в жизни не сможет финансово конкурировать. В театр артисты идут либо по очень большой любви, либо для профессии, потому что профессия всё-таки в театре сохраняется, задаёт определённый уровень артиста, и я убеждена что, если артист бросает театр и занимается только кино, он рано или поздно перестаёт быть профессионалом, перестаёт быть интересен зрителем, и, можно сказать, что и карьера, наверное, на этом закончится. Мы выбирали артистов вместе с Михаилом и Геннадием Викторовичем. Учитывая, что театр Антона Чехова – негосударственный театр, у нас никакой финансовой поддержки нету, да мы живём только за счёт зрителей, вот спасибо зрителю. Зрители приходят, значит мы живы, зрители перестанут ходить, значит, скажем до свидания, спасибо, всех любим, но увы.
Двенадцать персонажей для антрепризного спектакля – это сумасшедшее количество артистов, это очень много. У нас два состава, чтобы дать артистам возможность дышать, где-то сниматься, где-то ещё работать. Наши артисты – все очень занятые люди, и наш помощник режиссёра, когда собирает их на репетицию, составляет графики – кто когда снимается, кто когда может, и потом всё это сводит, знаете, гроссмейстер отдыхает рядом с нашим помрежем.
Андрей Ильин:
– Правда, сейчас репетировать не просто, и собираться очень часто не получается. Когда кого-то из персонажей не хватает, репетирующим подсказывает второй режиссёр, и это нормальное явление. Практически все, кроме меня, в двух составах, а мне так и не нашли второго, хотя обещали.
Давно не припомню такое количество текста, но думаю, что к двадцать восьмому мая мы его освоим.
В записи существует знаменитейший спектакль театра Сатиры в исполнении Державина, но режиссер запретил мне его смотреть, я чуть-чуть только глянул, действительно, великий был спектакль, в нём было занято полутрупы театра сатиры. Конечно, ответственность огромная: центральная роль, в спектакле, практически, нет ни одной сцены без моего персонажа, не дай бог, простудиться и заболеть, придётся играть простуженным. Ну ничего, думаю, что все преодолеем.
Илья Носков:
– Мне работать над этим спектаклем очень комфортно и очень радостно. Вообще, у меня такая радостная весна потому, что у меня в жизни мой петербургский театральный и киношный этап закончился, я переехал в Москву. Теперь работаю в Губернском театре, играю роль в спектакле «Бесконечный апрель», которую играл Андрей Ильин. И с подачи Андрея, я попал и в этот проект, и получаю колоссальное удовольствие, потому что об этой пьесе я давно слышал, спектакль видел. Для меня это, конечно, колоссальная радость и колоссальное удовольствие. И еще, всегда интересно играть писателя – тут я бы сказал, что я играю отношения с главным персонажем. Это два друга: один выступает, а другой для него пишет. Когда люди работают вместе, они, как говорит Михаил, могут орать друг на друга, ходить с ума, кидаться вещами, а потом они выходят на сцену и делают одно дело.
Геннадий Хазанов:
– Из своего опыта скажу, что между выступающим и пишущим всегда лежит конфликтная пружина: с точки зрения пишущего, выступающий всегда пользуется его талантом для самореализации.
Светлана Галка:
– Роль в этом спектакле, безусловно, огромный подарок. Я очень благодарна Геннадию Викторовичу Хазанову за это предложение, и я ещё даже надеюсь, может быть, когда-то ещё с ним поработать. Я хочу сказать, что когда я прочитала пьесу, она в меня очень сильно попала: у меня дедушка воевал, и у меня всегда было стремление сыграть именно в такой пьесе. Я очень хочу сыграть свою певицу так, чтобы она была такой, какой я её вижу, и чтобы это не пошло в разрез с режиссером. Мне кажется, что у моей героини особая миссия, потому что женщины и война – вещи не совместимые, но именно женщины очень много сделали на войне.
И мне очень нравится команда нашего спектакля!
«Прощай, конферансье!» – не просто спектакль, это – признание в любви к сцене, полной тайн, боли и радости. Спектакль, после которого тишина в зале скажет больше, чем аплодисменты…