«Му-му»

Комедия дель арте

Премьера спектакля по произведениям Ивана Тургенева «Муму» и «Записки охотника»

Премьера состоится – 12, 13, 14 апреля 2018 - на Основной сцене Театра Наций

Режиссер ‑ Дмитрий Крымов

Композитор – Кузьма Бодров

В роли Му-му - Мария Смольникова

Многократный лауреат «Золотой маски» и множества других премий, один из самых ярких представителей визуального театра режиссер Дмитрий Крымов впервые работает в Театре Наций.

Совсем уже скоро на большой сцене Театра Наций - спектакль Крымова по прозе Тургенева.

Если вы знакомы с постановками Крымова, то знаете, что не стоит ждать от него хрестоматийного прочтения классики. А если не знакомы, то вас ждет встреча с его молодой, но уже прославленной командой, каждый член которой готов перевоплотиться в кого угодно и даже во что угодно. Потому что в театре Крымова каждый предмет имеет душу.

Впервые Дмитрий Крымов работает с Алексеем Вертковым, одним из самых интересных актеров молодого поколения, звездой Студии театрального искусства Сергея Женовача, лауреатом «Золотой маски».

Алексей Вертков – актер, много играющий в спектаклях по произведениям русской классической прозы, (он играл в спектаклях, поставленных по повестям и романам Достоевского, Лескова, Чехова, Булгакова, Ерофеева). Приглашение этого актера в команду Крымова много обещает всем нам.

Дмитрий Крымов о новом спектакле: «Проблема перевода классической прозы Тургенева на язык театра ‑ вот эта проблема меня ужасно интересует: как создать нежную, лиричную, условную – при всей реалистичности – среду? Как перевести тургеневские описания природы на язык театра?!

Несовершенство театра – и его совершенство, которое неожиданно пробивается сквозь всю нашу повседневную театральную жизнь, дурацкую и смешную. Человеческая увлеченность театром на грани фанатизма ‑ это и грех, ведь за этим фанатизмом ты много не видишь многое, что касается жизни, но это и счастье. Ведь театр – удивительное место, там может быть и природа, и жизнь, и смерть, и любовь, и бог, и черт, и ангел.

Вот об этом нам хотелось бы сделать спектакль. А, в общем-то, он про любовь. Про любовь к театру и к людям. И как одно может быть в ущерб другому.

Наша героиня – Муму. Она вроде бы ребенок, но она - сложная, витиеватая – бывают такие дети, напичканные знаниями, которые пришли к ним непонятно откуда. Эта Муму, она ведь еще и в театральной школе учится, такой театральный ребенок. Впрочем, она даже не Муму – ее зовут Маша. Она племянница актера, который пришел играть и оставил ее во дворе, а она случайно оказалась в театре… Так что зритель – если он не читал «Муму», и не знает, почему утопили собаку, может спросить: «А где же Муму-то?»

Мне всегда нравилась позиция концептуалистов: ты должен что-то знать, прежде чем смотреть или читать. Ты должен что-то знать, прежде чем читать, скажем, поэзию Бродского – иначе многого не поймешь. Но если у тебя развито чувство поэзии, ты все равно будешь заворожен стихом. Человек, который прочитал Тургенева, поймет, почему наш спектакль называется «Муму». Но только при условии, если захочет удивляться. Потому что если он захочет увидеть обычную актрису-травести, которая играет Муму – он ее не увидит. Он не увидит и русскую природу – бутафорских листочков у нас не будет.

И еще вот меня спрашивают: у вас актер Леша Вертков играет Тургенева, который пишет «Записки охотника», а к нему вдруг приходит настоящая Полина Виардо. Приходит из 19-го века и говорит по-французски. А он ведь просто Леша Вертков! Но это ведь всегда так: возьмешься сыграть какого-то реального персонажа, например, Цезаря – придет реальный Брут и воткнет в тебя меч. Или как в комедии дель арте: играешь- играешь Арлекина, а потом решишься снять маску, а она, оказывается, приросла».

Дмитрий Крымов, режиссер

В 1976 г. закончил Школу-Студию при МХАТ как художник-постановщик. В 1976 году начал работать в Театре на Малой Бронной. Среди оформленных им спектаклей - легендарные постановки его отца, Анатолия Эфроса, в Театре на Малой Бронной, Театре имени Маяковского, во МХАТе и Театре на Таганке: «Отелло» (1976), «Месяц в деревне» (1977), «Продолжение Дон Жуана» (1979), «Тартюф» (1981), «Живой труп» (1982), «Мизантроп» (1986) и другие.

В целом как художник оформил около 100 спектаклей, работая с разными режиссерами в театрах Санкт-Петербурга, Риги, Таллинна, Нижнего Новгорода, Вятки, Волгограда и других городов бывшего СССР, а также в Болгарии и Японии.

В начале 90-х ушел из театра и занялся станковым искусством: живописью, графикой, инсталляцией. Участвовал во многих групповых и персональных выставках как в России, так и за рубежом.

С 2002 года преподает в ГИТИСе, где за это время воспитал целую плеяду новых театральных художников. С этого же времени работает как режиссер, выпуская спектакли, в которых актерами сперва служили студенты-художники («Недосказки», «Сэр Вантес. Донкий Хот», «Демон. Вид сверху»). Затем, по приглашению Анатолия Васильева, создает свою Лабораторию при театре «Школа Драматического Искусства», в которую входят как молодые художники, так и актеры.

Сегодня спектакли Дмитрия Крымова представляют собой целое направление визуального театра, становясь желанными участниками крупнейших международных фестивалей Австрии, Великобритании, Германии, Грузии, Польши, Чехии, США и других стран.

Постановки Дмитрия Крымова неоднократно становились номинантами премии «Золотая маска» и трижды – ее лауреатами: (в 2016-м – «О-й. Поздняя любовь» в номинации «Лучший спектакль малой формы», в 2010-м - «Opus N7» в номинации «Эксперимент», в 2008-м - «Демон. Вид сверху» в номинации «Эксперимент»). Среди других наград Дмитрия Крымова: Премия города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Театральное искусство» (2013), награда Международного Эдинбургского фестиваля за спектакль «Как вам это понравится по пьесе Шекспира Сон в летнюю ночь» (2012), Премия имени Станиславского за спектакль «Сэр Вантес. Донкий Хот» (2006).

Действующие лица и исполнители спектакля "Му-му":

Охотник – Алексей Вертков

Герасим – Константин Муханов / Дмитрий Журавлев

Муму – Мария Смольникова

Пани Гржибовская – Алина Ходжеванова

Помощник режиссера – Инна Сухорецкая

Помощник режиссера польской группы – Егор Карамышев

Певица – Ольга Надеждина

Певцы – Андрей Капланов, Артем Волков

 

На фото – репетиция спектакля «Муму». Фото ‑ Георгий Безбородов

материал опубликован в журнале ТЕАТРАЛЬНЫЙ МИР № 107 2020г.