Исповедь печального клоуна

Спектакль «Москва - Петушки» воспринимаешь как стихи, ведь не зря же сам автор нарек свое произведение поэмой. Текст Венедикта Ерофеева - трагикомический нежный и матерный, смешной и грустный  монолог «бездомного и тоскующего шатена»,  обнаруживающего глубокие познания в  истории и литературе. 

Этот исповедальный монолог, обращенный к неведомой аудитории, блистательно исполняет артист Мастерской Евгений Перевалов.  Актер обладает природной харизмой и обаянием незабвенного Андрея Миронова. Вместе с органичной Аленой Артемовой "гастролеры" Мастерской легко покорили московскую публику в Театральном Центре на Страстном.

Высокий «штиль», намеренно декорированный матерными словечками, погружает зрителя в мир БИЧей  (бич – бывший интеллигентный человек), малознакомый  утонченной театральной публике, а уж молодому поколению, тем более.  Каким образом в голове беспробудного пьяницы уживается коктейль «Слеза комсомолки» с Гете, Римским-Корсаковым и декабристами, как доходит Веничка в душевной простоте до святых истин, одному святому известно.  Веничке сопереживаешь и сочувствуешь - действительно, как не напиться, когда вселенское горе безмерно, а человеческий организм имеет предел? Вот и страдает одинокий божий человек, не в силах добраться до конечной вожделенной станции.

В Мастерской вместе с Мастером Григорием Козловым два артиста сотворили театральное чудо преображения. Они придумали и продумали каждую деталь, до последней дождинки, воплотили и выпустили на сцену, доверяя нашему воображению.  И мы поверили – в то, что висящие на шнурах рамки – это окна и зеркала, что объемные холщевые занавески – раздвижные двери тамбуров, что аккордеон в руках Алены Артемовой умеет икать и плакать (под ее руками легко оживает множество разнообразных инструментов, выразительно иллюстрирующих путь печального странника).

С помощью нехитрых приспособлений  два артиста выстраивают невероятно затейливую клоунаду, вовлекая в свою игру зал с первой до последней минуты.  

Герою Евгения Перевалова сопереживаешь как родному, несмотря на издержки алкогольного забытья, а все потому, что он - добрый, наивный, человеколюбивый.

Даже «звериный оскал бытия» не выводит его из себя: "Утром - стон, вечером - плач, ночью - скрежет зубовный...". На зло Веничка не отвечает злом, он миролюбив и терпелив по-христиански.  Цель его – не богатство, не верх социальной лестницы («чтобы подниматься по социальным ступеням, нужно быть пидорасом, выкованным из чистой стали с головы до пят»), а - любимая женщина с толстой белой косой, что дожидается его на платформе в манящих Петушках, где «ни зимой, ни летом не отцветает жасмин». Душа у Венички, «как у Троянского коня пузо – многое вместит», ибо «низкие люди не оставили ничего, кроме скорби и страха». «Ибо горе безмерно, а сам я имею предел, а любовь одинока, а должно вступаться за слабых…», - как сказал другой поэт Алексей Дидуров, также, как и Ерофеев рано ушедший от непонимающего, не принимающего жестокого мира.

Наследуя записки великого Гоголя, пишет свои сумасшедшие точные наблюдения Венедикт Ерофеев, и вздрагивают сегодняшние зрители от этой реинкарнации: « Какая-то гниль во всем королевстве и у всех мозги набекрень…».

 

спектакль Москва-Петушки, театр Мастерская Григория Козлова, режиссер Григорий Козлов, артисты Евгений Перевалов, Алена Артемова

материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 10 за 2019 год

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.2531959866851534&type=3&__xts__%5B0%5D=68.ARC5G89m7--FokTcSB82HR1Cq15liStIf1fQaUB3k_0bnfwNkQw7B19ULoIZvKUau5AbN4rz3sC6I-795sLbIZflfcA1osQE6osJym0-7VGOf1peDcVmG4XbK-Sa5CKQ7XFUvWjFBa8g1HKKJmFqFMv31olESp72LVha6EfI4OVvqcGITmRfaUtvZEenE7pP6L5U6Ez9Jf_9PnfforTLeq5Ub4ykf--RABG6WobPbkkmqCbPDm9xe_EWoXXne18rgCSs7SQioiMA6sYi3M7obEO6FL6sbvemP4KRHVv7YsCMfzN_1OL2EpCHi8oCKQLTj2Gg1j1ZmJ4&__tn__=-UCH-R