После невероятно успешных больших московских гастролей БТК, которые прошли в сентябре и не только привлекли внимание столичной прессы, но и получили самый тёплый приём у зрителей, театр возвращается в Москву с комбинированным мини-туром 11 и 12 ноября. На этот раз петербургский Большой театр кукол везёт три названия и сыграет в сумме четыре спектакля: «Колобок» 4+, «Мы» 16+, «Никита и кит» 5+

Возможно, главным достоинством БТК – поискового, экспериментального, эстетически свободного пространства, не только определяющего, но и формирующего у российских зрителей представление о современном театре кукол, - является открытость самым разным жанрам, стилям, темам и зрительским аудиториям. Именно поэтому работы резидентов БТК оказываются востребованными, например, у отборщиков и зрителей очень разных фестивалей. Соответственно, с продюсерской точки зрения «комбинированными» и оказались двухдневные ноябрьские гастроли: своими силами театр привозит детскую классику – спектакль «Колобок», в рамках Международного Большого детского фестиваля сыграют современный спектакль для детей «Никита и кит», а по инициативе продюсерского центра «Театромания» БТК покажет один из лучших своих спектаклей для взрослых – «Мы» по антиутопии Евгения Замятина.

Фестивальный «Никита и кит» (5+) – спектакль Миши Сафронова, родившийся на лаборатории для молодых режиссёров по современным текстам для детей. Камерный спектакль «Никита и кит» - это печальная история об одиночестве, взрослении и понимании, но одновременно – смешная сказка о дружбе мальчика с китом «на краю мира». «Никита и кит» - это моноспектакль, на сцене – один актёр, Роман Дадаев, который играет всех сразу: мальчика, кита, отца-китобоя. Помимо камерности и определяющей работу интонации доверительного диалога с юными зрителями, стиль её отличает принципиально подчёркнутая аналогия: театр-игра и театр кукол вырастают из детских игр и игрушек, очень сильно их напоминая, но не ограничиваясь этими пределами. Это решение спектакля через «открытый приём» делает его одной из лучших возможностей познакомить ребёнка с явлением театра как таковым. Играть спектакль «Никита и кит» будут на сцене Московского областного ТЮЗа вечером 11 ноября (18:00).

Два других гастрольных спектакля – постановки главного режиссёра театра Руслана Кудашова. Объединяет их, как и вообще многие спектакли Кудашова, первооткрывательское умение удивляться простым вещам, самому процессу рождения спектакля – и нового воображаемого мира – здесь и сейчас.

В случае с «Колобком», адресованным самым младшим зрителям театра (4+), мир в буквальном смысле рукотворен: куклы-участники спектакля – перчаточные либо в другой форме «ручные». «Колобок» - одна из популярнейших постановок БТК для детей: зрителям нравится уютный и тёплый (в буквальном смысле – здесь много шерстяного, вязаного, тканого) спектакль, где всё хочется потрогать – и после спектакля это можно сделать. А критики высоко оценили продуманность маленькой вселенной, где малознакомое детям пространство деревенского дома с прялкой-центром мира становится одновременно захватывающе-игровым и метафорическим, соединяя вместе фольклорное и детское сознание, столь близкие друг другу. 11 ноября спектакль «Колобок» сыграют два раза (в 16:00 и в 18:00) на сцене «Под крышей» Театра им. Моссовета.

Завершит ноябрьские гастроли спектакль для взрослых (16+) – «Мы», одна из легендарных постановок БТК. Сегодняшний Большой театр кукол – это прежде всего выпускники курса Кудашова, окончившие Санкт-Петербургскую театральную академию в 2011 году. «Мы» возник как студенческий спектакль этого курса ещё в 2009 году и стал одной из вех на пути изменения не только БТК, но и, прежде всего, представлений о возможностях театра кукол и языке, на котором он может говорить. Жанр антиутопии располагает к включению в действие кукол, в диалог между куклой и человеком-актёром, однако до Кудашова в театре кукол «Мы» никогда не ставили. Монохромный, по-театральному стильный мир спектакля – не скучный (здесь сохранился «студенческий» драйв и свобода художественных рифм – например, музыка «АукцЫона» в качестве саундтрека) и отнюдь не холодный. Знаменитый роман Оруэлла «1984» написан во многом под влиянием первопроходца жанра в ХХ веке – Евгения Замятина, и «Мы» в сравнении с позднейшими антиутопиями – чрезвычайно трепетный, сердечный текст, где есть место любви и метаниям живой вопреки всему души. В этой интонации и центральной теме спектакль Кудашова совпадает с литературным источником. Вместо привычных кукол в спектакле «играют» гапиты – трости-каркасы, «скелет» одной из разновидностей театральных кукол – тростевых. Спектакль Кудашова и его учеников в самом деле доказывает неограниченность возможностей театра кукол – на примере того, насколько выразительными здесь оказываются совсем невыразительные на первый взгляд гапиты. Кроме прочего, спектакль представляет особый интерес для тех взрослых зрителей, которые видели «семейный» хит БТК – постановку «Мой дедушка был вишней». Исполнитель роли маленького мальчика Тонино Михаил Ложкин в «Мы» играет инфернального и при этом не менее обаятельного Благодетеля – эта впечатляющая работа является свидетельством того, как много можно актёру в театре кукол – и как много такой актёр может в БТК. 12 ноября в 19:00 «Мы» сыграют единственный раз, причём на большой сцене – в Театре Луны.

Расписание и места показа спектаклей:

"Колобок" (4+)

Сцена «Под крышей» Театра им. Моссовета
11 ноября 16.00 и 18.00

"Никита и кит"  (5+)

Московский областной ТЮЗ
11 ноября 18.00

"Мы" (16+)

Театр Луны
12 ноября 19.00