9 августа в Музее Москвы откроется выставка-фестиваль «≈ всегда кроме когда нет». Участники межинституциональной проектной школы для подростковhttp://kaskadproject.com/«Каскад. Проект как метод» покажут 85 реализованных проектов.

Тотальные инсталляции, видеоарт, перфомансы, графика, живопись, скульптура, мультфильмы и аудиозаписи займут “Красный зал” Музея Москвы. Среди них: рассказ о репрессированном дедушке, инсталляция о страхах москвичей, проект “Скамья”, рассказывающий о ксенофобии, разговор с бюстом Ленина на тему того, как быть с историческим прошлым, исследование экстремальных увлечений подростков, комната хрущевки и объект “Божьи дети” — о красоте всех людей.

Это второй фестиваль проектной школы для подростков, целью которой является вовлечение их в культурную жизнь города. Он дает возможность ученикам и учителям выйти за пределы школы и реализовать проект на платформе настоящего музея под руководством тьюторов и приглашенных кураторов. По мнению создателей проекта Александры Хейфец и Лиды Лобановой, проектное обучение способствует личностному росту и помогает подросткам не потеряться в современном мире со всеми его сложностями: ориентироваться в информационной реальности, развить критическое и творческое мышление.

Выставка прошлого года состоялась в галерее современного искусства “Триумф”, где были показаны работы более 100 подростков — выпускников школы. Выставку за 12 дней посетило более восьми тысяч человек. После выставки 2019 года “Не делает ничего: ей не разрешила мама танцевать” работа двух участниц “Каскада” под названием “Бессмертие пропавшего” была отобрана для участия в 5-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Также образовательный проект вошел в шорт-лист премий “Инновация 2020” и MoscowUrbanForumcommunityawards 2019.

В 2020 году отчетная выставка с участием 180 молодых людей в возрасте от 12 до 18 лет состоится в Музее Москвы. На протяжении учебного года ребята работали на трех выставочных площадках Москвы (Музей Москвы, Галерея современного искусства Триумф, Галерея GroundSolyanka) над созданием собственных проектов, концептуально независимых друг от друга, вместе с известными художниками и кураторами. Они исследовали окружающую действительность и самих себя, научились проходить путь от идеи до реализации и размышляли о городской среде. Гостям фестиваля будет предложено посмотреть за процессом осмысления и исследования городской среды глазами тех, кто определит будущее завтра. По словам создателей, этот проект — единственная возможность посмотреть на сегодняшний день и современную повестку глазами подростка.

Анна Трапкова, директор Музея Москвы:

Подростки — самая перспективная и одновременно самая сложная аудитория. Они требовательны по отношению к окружающему миру и абсолютно не терпят фальши. Важно, чтобы музей стал для них комфортным пространством, открытым для их творческой самореализации.

Именно поэтому Музей Москвы объединился с кураторами из подростковой проектной школы “Каскад” для создания уникального образовательного трека. Это сотрудничество направлено на то, чтобы открыть Музей для подростков и одновременно — чтобы Музей открылся навстречу их размышлениям о себе, о городе, в том числе и о музее. Итогом этого партнерства стала выставка Каскада 2020, двустороннего эксперимента ребят и музея.

Многообразию выдвинутых тем сопутствует многообразие форм произведений. В ходе обучения участники разделились на 15 групп, каждая из которых выбрала наиболее подходящий и интересный медиум: перформансы, инсталляции, картины, рисунки, зины, видео- и аудиоработы. Итогом этой работы стала выставка «≈ всегда кроме когда нет», в этом году строящаяся на равенстве и равноценности 85 проектов. Каждый из них — искреннее высказывание на темы личных границ, диалога поколений, осмысления собственного возраста от подростков из разных городов России.

Выставка состоит из 15 разделов (совпадающих по названиям с названиями групп): «Искусство действия», «Инсталляция», «Art&Language», «Звуковая среда», «Digital», «Скульптура и графика», «Делаем выставку», «Production» «Музей и город», «Арт-кабаре» , «Мультимедийная журналистика», команды глухих и слабослышащих «DeafTeens», а также региональных  участников.

Объекты будут расположены в лабиринте с прозрачными стенами и несколькими входами. На выставке не будет исключительного входа и выхода, так как они подразумевают линейный диктованный маршрут. Несколько одинаковых входов и разветвленная сеть туннелей с тупиками создадут иллюзию хаотичного передвижения. Это пространственное решение было придумано участниками “Каскада” совместно с архитектором Натальей Зайченко.

Главный тезис концепции — объект равно объект. Согласно замыслу подростков-кураторов — равенство объектов в формате выставки лучше всего подчеркивается, если они расположены в случайном порядке. Так не создается иерархии между ними. У каждого посетителя лабиринта формируется уникальный маршрут и личные смысловые связи между работами. Зрителям будет предложено самим использовать механизмы обобщения и осознать их.

Вместе с подростками над их проектами работали Антонина Баевер (художник), Александр Образумов (художник), Анна Титовец (куратор, медиахудожник), Ганна Зубкова (художник), Ирина Петракова (современный художник) , Максим Сергеев (композитор, саунд-дизайнер), Елизавета Коновалова (художник), Дмитрий Хворостов (современный художник), Екатерина Порутчик (куратор), Ольга Широкоступ (куратор), Влад Колесников (куратор), Мария Сарычева (куратор), Ася Терехова (редактор), Павел Архипов (художник), Матвей Осколков-Ценципер (проектировщик), Наталья Зайченко (архитектор) и др.

Руководители программы Александра Хейфец и Лида Лобанова:

Все очень устали. Кураторы устали общаться онлайн с подростками. Подростки устали от экзаменов и неопределенности. В какой-то момент нам казалось, что выставки в этом году уже не будет, и мы оголтело стали собирать онлайн-проект. Это все дало нам особое ощущение радости от начала работ в Музее Москвы, и монтаж превратился в процесс встречи выпускников и друзей. Ясно, что многие ребята оказались на дачах, вне доступа, кто-то был вынужден выбрать ЕГЭ/ОГЭ, а не участие в выставке, кто-то остался в другой стране. Но однозначно девиз этого года для нас — процесс важнее результата. Каждый участник программы привнес что-то свое в проект, подростки пришли к решению, что каждая часть так же важна, как целое. И сегодня, в момент осознания хрупкости привычного нам мира глобальных процессов, универсальности и больших данных, мы возвращаемся к ценности каждой единицы мнения, каждого человека.

Куратор группы “Делаем выставку” Анна Титовец:

Черные квадратики зума, голоса, звучащие на фоне посторонних звуков, с которыми рассуждаешь о кураторских подходах и коллизиях смыслов, и не всегда очевидно, как там на другой стороне экрана — какие эмоции, какие мысли, есть ли вообще человек за аватаркой. Примерно так в разгар пандемии проходила основная часть наших встреч по работе над выставкой с кураторской группой Каскада. И возможно, именно этот опыт работы над смыслами на дистанции, диалог на вынужденном расстоянии, когда каждое из окошек зум конференции хоть и заключает в себе человека, но примерно равно в этой ситуации, подспудно повлияло и на финальную концепцию выставки. Процесс работы над концепцией был увлекательный и местами тернистый, и ребята проявили настоящую кураторскую стойкость и самостоятельность, выработав позицию отстраненного наблюдателя, на мой взгляд это очень ответственный именно по отношению к фигуре куратора подход, который предполагает отказ от индивидуальной работы с каждым из смыслов произведений художников, а наличие «надвзгляда». И я рада, что нам удалось найти интересную точку совпадения концептуальной составляющей и общим подходом экспонирования — выставочное пространство — это лабиринт, в котором нет однозначного пути и можно как увидеть одну и ту же арт-работу несколько раз, запутавшись в проходах, так и не увидеть какой-то части работ вовсе, прозрачные стены при этом подчеркивают равнозначность любого пути и иллюзию свободного выбора, а отсутствие однозначного входа и выхода из экспозиции усугубляет ситуацию равноправия.

Влад Колесников и Маша Сарычева, кураторы команды глухих и слабослышащих “DeafTeens”:

Для нас работа с глухими и слабослышащими подростками — это отдельный тип труда. В этом году мы проделали много работы по исследованию культуры глухих, образу глухого человека и поддерживали ребят в поиске себя как подростков внутри множественных пересечений. Мы поняли, что иногда важно просто сказать, а иногда важно довести до конца. За этот год мы точно стали ближе друг другу и вышли на новый уровень понимания. Порой мы разваливались как коллектив, порой — становились увереннее в том, что каждый из нас может говорить за себя. Наверно, самое важное в работе с глухими и слабослышащими подростками — это создание пространства, где можно попробовать быть другим/другой, смелее, и говорить о себе какие-то вещи с гордостью.

Художник и куратор Катя Бочавар, ментор Каскада 2020:

У нас в галерее ГРАУНД Солянка проходили два курса Каскада. Для нас это важно, потому что мы вообще развернуты в сторону эксперимента и новых взглядов на искусство. Особенно если взгляды исходят от молодого поколения. В современном мире художественные практики становятся доступны абсолютно всем, это важно понимать и поддерживать. Искусство становится коммуникативным инструментом, и важно, чтобы на этом языке говорили молодые люди, учили на нем говорить своих родителей, учителей, старшее поколение. Участники Каскада молоды, их внутренние горизонты раскрыты шире и, конечно, через современное искусство они получают в некотором смысле культурную прививку. Через практики современного искусства, этику, философию, эстетику человек воспринимает мир и других людей, его взгляды становятся шире, терпимее и толерантнее. В нем рождается любопытство и фантазия, поэтому Каскад —  это нужное дело, мы поддерживаем его всеми руками.

Директор галереи “Триумф” Дмитрий Ханкин, ментор Каскада 2020:

“Триумф” давно не коммерческая галерея — это вполне очевидно, мы просто успешно маскируемся под нее. Нас прежде всего интересуют любые проекты, направленные на просвещение населения в разных его категориях. Основная проблема современного искусства в России — отсутствие подготовленного, квалифицированного  зрителя. Этим зрителем надо заниматься с раннего детства, тогда, вероятно, в юности он начнет хорошо понимать язык современного искусства, его проблематику, не отделяя себя от него. И в будущем, возможно, будет его потреблять. Базирующиеся на этом воспитании потребности жить рядом /внутри современного искусства мы и поддерживаем. Без этого, кстати, любые рыночные усилия носят спонтанный, спорадический и, в конечном итоге, бесполезный характер.

Мои впечатления от подростков Каскада очень разные, но стоит сказать, что в основном это поколение лучше нас, глубже, отчасти умнее, значительно смелее, но и значительно ранимее. Их надо беречь. Поэтому и я поддерживаю этот проект и, отчасти, берегу.

Некоторые педагогические положения проекта для меня звучат неочевидно, но спорить с людьми, которые заняты этим всю сознательную жизнь, я не стану — я скорее послушаю их. В процессе работы, я увидел четыре совершенно блестящих проекта, остальные были вполне на уровне, в целом, все это было очень-очень интересно. Даже при тех, в общем-то ограниченных средствах, — а современное искусство вообще недешевая история — в этом билась живая кровь, в этом местами была отчаянная удаль.

Хэдлайнеры

 1. Василиса Ковалёва   «Вася хочет спать»

перформанс

“О простоте наслаждения: я наслаждаюсь желанием того, что постоянно хочу спать. С одной стороны, моя работа связана с культурой глухих, но она отражает мой личный опыт глухоты: я ношу слуховые аппараты и многие думают, что если я сниму аппарат, то все равно услышу какие-то звуки, но это не так. Мне повезло спать в тишине”.

Вася собирается приходить спать в выставочное пространство по расписанию. Рядом со своей раскладушкой она развесит дневник сна, на тумбочке возле неё будет лежать слуховой аппарат.

 2. Варя Наганова  «У стен есть уши»

инсталляция

“Пока растешь — поначалу веришь всему, что тебе говорят. Когда взрослеешь и проверяешь сказанные тебе вещи на своем опыте — начинаешь подвергать услышанное сомнению: манипуляция уже не проходит так гладко. Работа Вари довольно сложная для считывания, но тем и интересна — она создает ситуацию, в которой манипуляция не проходит гладко уже в обе стороны, сказанное художнику подвергается сомнению, и сказанное самим художником зрителю — тоже”.

Проект о страхе тотального контроля в форме стены с ушами со звуковым сопровождением.

 3. Полина Хапаева  «Мы любим, мы солнце»

инсталляция

“Мы любим, Мы солнце — это глубокий вдох и глубокий выдох. Это надежда оставить переживания и вернуть утраченные в городской среде душевное спокойствие и гармонию. Это повод вспомнить и насладиться первозданной величественностью и поглощающей силой солнечного света. Это момент лицезрения быстро ускользающего золотого часа и чего-то большого, прекрасного и теплого. Надеюсь, это тепло разольется по вашему телу, и вы почувствуете то же, что и я. Поприветствуйте золотую космическую личность”.

“Мой проект посвящён поиску утраченного душевного спокойствия и гармонии. В таком городе, как Москва, сделать это довольно сложно. Но момент, который больше известен всем, как “золотой час”, вызывает у меня неподдельное чувство чего-то прекрасного, большого и тёплого, чем я хочу поделиться со всеми окружающими меня людьми. В свете солнца есть что-то первозданно величественное, поглощающее и отчасти священное в это время, но тем не менее он скоротечен и его очень редко можно застать. Таким образом, я хочу дать зрителю прочувствовать это, создав световую инсталляцию”.

Работа Полины —исследование культуры солнца, обнаружение самого света, как объекта наблюдения, явление золотого часа и его влияние на людей.

 4. Полина Кулеман «Запирать запираться закрыться укрыться»

инсталляция

“Символика коробки, коробка, как пространство. Собирательство, архивирование и свидетельства. Философское размышление о простом объекте. Размышление было инициировано собственным опытом”.

“Исследование собственных размышлений вокруг самого обыкновенного предмета, в котором для меня открылось множество личных и всеобщих переживаний. Сама работа по сути является результатом рефлексии, завершением долгого и беспрерывного потока мыслей сосредоточенных вокруг одного объекта, мы видим его каждый день, но не уделяем внимания, мы окружены множеством предметов, отсылающих к нему, но не замечаем этого. Объектом моего наблюдения стала обыкновенная простая незамысловатая картонная коробка, которая может быть всем и ни чем. Коробка как способ что-то скрыть; как попытка что-то сохранить; как место, в котором мы существуем; как метафора к различным ситуациям, которые неожиданно стали актуальны; как что-то, куда можно что-то вместить или оно может вместиться куда-то само. Всеми своими открытиями я хочу поделиться всеми возможными способами. Это возможность взглянуть по-другому, изнутри, снаружи, сверху и снизу, во всех прямых и переносных направлениях”.

Проект является результатом рефлексии на темы, которые Полина нашла в образе коробки. 

 5. Мария Ларичева

инсталляция

“Сейчас свободу самовыражения очень сковывает консервативное общество. Инсталляция — это небольшой коридор, в который можно заглянуть, но нельзя войти. В нём как будто “заключена” свобода самовыражения”.

Работа Марии — это противопоставление творчества и консервативного общества.

 6. Ника Темнеева  «mimicry»

инсталляция

Проект о “сущности мимикрии в контексте гиперреальности”

“В своей работе я размышляю о сущности мимикрии, раскрывая своё чувственное переживание человеческого стремления к подражанию. “Подражание” в данном случае может быть разным: подражание объектам-людям, порой не имеющим точного отображения в действительности, подражание актуальным течениям и т.д. Любое подражание непременно приводит к потере собственного “я”, человек теряется в сконструированной им и окружающей средой гиперреальности. Для меня становится очевидным тот факт, что мимикрирующий объект никогда не станет абсолютным по отношению к копируемому объекту, даже если будет иметь сильное сходство. Мимикрия как маска для удовлетворения своих целей и желаний, за которой скрывается неискренность и неопределённость. В качестве центрального материала мною был выбран неровный лист металла, выкрашенный в белую краску. Он пытается походить на окружающее его выставочное пространство, как животное, используя мимикрию. Также он ассоциируется с символом производства индустриальной и постиндустриальной эпохи. На нём — небольшое изображение человека, неясное, зыбкое и размывающееся, напоминающее работы Герхарда Рихтера. В свою очередь, оно нанесено на клеенчатый материал. Так же, как и полотно металла, портрет одновременно и выбивается, и пытается слиться с окружающим его полотном. Использование дисгармоничных материалов олицетворяет китч, эпоху, когда начинается всеобщее влияние массовой культуры, пропаганды, культуры потребления, рекламы, появление поп-икон. В то же время металл, который трудно различим за краской, дополняет это ощущения свой неживостью, отсутствием искренности”.

Работа Ники — это помятый лист металла, покрытый белой краской с прикрепленным изображением на ткани, покрытым эпоксидный смолой.

 7. Оля Осипова «sweethome»

инсталляция

Проект, нацеленный на то, чтобы показать, что люди не должны бездумно следовать общественным стереотипам и строить свои жизни, руководствуясь только канонами жизни “нормальных” людей. Он будет выглядеть как комната хрущёвки.

Проект Оли — это порицание созданных обществом канонов жизни "нормальных" людей.

 8. Сабина Байсарова  «Скамья»

интерактивная инсталляция

“Предрассудки, которые есть у каждого. Они создают напряжение внутри общества. Важно, чтобы каждый понял, каково это быть объектом осуждения или неприязни по признакам, которые ты не можешь или даже не хочешь менять”.

 “Неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого как неприятного, страх перед чем-то, к чему мы привыкли — все это определения понятия ксенофобия. Ей подвергается огромное количество людей, иногда они даже сами этого не понимают. И это состояние создает напряжение между людьми, другими словами, границы внутри общества. Часто это абстрактное явления перетекает в физическое: проходя мимо людей,ты можешь слышать, как они обсуждают внешний вид какого-то своего знакомого; бабушки на скамейке определяют, что за человек прошел мимо них по его внешнему виду; иногда ты чувствуешь на себе косые взгляды. Всегда нужно помнить, человек в первую очередь — человек.  Я хочу поместить человека в это чувство напряжения. Воспроизвести случай в пространстве музея, где сам посетитель становится объектом беспричинного осуждения со стороны “людей”. Тогда каждый сможет ощутить, каково это — понимать, что к тебе относятся по-другому из-за особенности, которая отличает тебя от других”.

Автор проекта обращается к теме ксенофобии, неприязни к чему-то чужому. Инсталляция представляет из себя скамейку из электрички с вмонтированным в неё динамиком. Посетитель будет слышать осуждения в свою сторону. Тем самым Сабина предлагает посетителю примерить роль объекта осуждения и задуматься над тем, как не стать самому инициатором ксенофобии.

 9. Кристина Каримова

     9.1«Мы делали всё, чтобы не делать ничего»

интерактивная инсталляция

“Моя работа про расслабление. Это интерактивный проект, связанный с физическим включением зрителя в работу. Задача создать небольшой вакуум в пространстве для человека. Некую новую “эко-систему”, в которой зарождаются чувственности к своему внутреннему. Уютную маленькую теплицу, как у бабушки в деревне, где спокойно растут огурцы с помидорами и тянутся к солнцу. Внутрь этой новой “эко-системы” я помещаю массу, в которую придётся лечь. Погрузится в неё — как будто стать зародышем и отпустить себя как человека. Так и человек, помещающийся туда, становится этим растением”.

     9.2 «Распад»

интерактивная инсталляция

Проект про постоянный контроль и внутреннее напряжение человека. Человек садится на стул и на экран выводятся видео с ним. Маленькие части: глаза, расположение рук, ноги, вид сзади, лицо в профиль.

   10. Эльвира Иванова  «Я не»

интерактивная инсталляция

“Инсталляция: записки моего Мироощущения при приступах ипохондрии. Перформанс: у меня будут листы, расплавленный воск. Я буду выбирать рандомных людей, которых попрошу написать на листке те страхи, которые они знают, что не сбудутся, но все равно боятся их. Эти записки окунаются в Воск и дополняют инсталляцию”.

“Люди всегда чего-то боялись, темноты или одиночества. Сейчас, в это непростое время, человек все чаще боится заболеть. Я же боюсь заболеть всю жизнь. Неважно чем. Мне просто страшно. И я пытаюсь это побороть, хотя на самом деле не знаю, возможно ли это вообще”.

11. Долгий-Рапопорт Михаил    “Вам придется слышать, а не слушать!”

интерактивная инсталляция

“Я хочу рассказать историю своего двоюродного прапрадедушки, который был репрессирован в рамках борьбы с космополитизмом в СССР. А вместе с этим я расскажу про Сталина, евреев и ЕАК”.

“Мой проект — личная и очень сложная история о несправедливости и страхе. По сути по одному моему проекту можно понять, каким человеком был Сталин, и почему историю нужно знать”.

Проект Миши — это исследование жизни своего двоюродного прапрадедушки, который был репрессирован в рамках борьбы с космополитизмом. В итоге получилось аудио, в котором Миша все и расскажет.

12. Женя Строева    “Инструкция по применению бюста В.И. Ленина”

инсталляция

“Наша жизнь — часто обыденность. Вам никогда не хотелось перевернуть привычное восприятие привычных вещей? Мне захотелось. Именно поэтому, бюст такого известного человека, как Ленин, стал моим объектом возможных преобразований. Мы живем в стране, где история имеет особое значение, поэтому это имя никогда не умрет во всех его воплощениях”.

“Идея проекта возникла после случайно найденного бюста Ленина в хозяйственной комнате школы. Бюст навел на рассуждения о том, как быть с историческим прошлым — забыть и делать вид, что ничего не было или хранить об этом память? Рисунки хранятся в Книге почета с изображением Ленина, также обнаруженной в стенах школы —  одном из нескольких её музеев”.

Проект Жени — о памяти и историческом прошлом.

 

Даты проведения: 9 августа — 15 сентября 2020 года.

Место проведения: Музей Москвы, первый корпус, Зубовский бульвар, 2.

Вход на выставку свободный для подростков и молодых людей до 21 года.

Для тех, кому уже исполнился 21 год — вход 200 рублей.

Как стать участником программы?

 

Записаться на программу будущего года можно уже сейчас: для этого нужно заполнить анкету на сайте проекта и встать в лист ожидания. По любым вопросам можно писать на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Информация для участников –http://kaskadproject.com/kaskadproject.com

Facebook –https://www.facebook.com/kaskadproject2018/https://www.facebook.com/kaskadproject2018/

Instagram – https://www.instagram.com/kaskadproject/