Актрисе Нелли Уваровой, например, совершенно не нужно пачкать себе кончик носа и рисовать усы, чтобы стать собачкой, Татьяне Матюховой – необязательно гримироваться старушкой (она из юной легкой травести моментально превращается в бабушку, подвязав по-старушечьи платок), Алексею Блохину не требуется повязка на глаз – зрители и так видят в нем то одноглазого «Барсика», то трогательного нелегала «Чебурека», и сопереживают происходящему с широко распахнутыми глазами и детской улыбкой на лице.
Первое прозаическое произведение поэта Тимура Кибирова оказалось столь поэтичным, что Ладу - «хронику верной и чистой любви» вполне можно считать поэмой. Режиссер Марина Брусникина давно славится в театральном мире умением талантливо перевести на сценический язык стихи и прозу, так что за первенца Кибирова можно не переживать: текст будет жить да здравствовать во славу автора и во имя добра.
Актеры проговаривают текст быстро и четко, щедро делясь с публикой юмором, мудростью и радостью. Чувствуется, что они (все восемь) и сами испытывают детскую радость, самозабвенно перевоплощаясь во все, что только не пожелают автор с режиссером: в козу и волка, девочку и старушку, тополь и метель, снежную бабу и «чебурека», критика и врача, церковный хор и очередь к деревенскому прилавку. Актеры Александра Аронс, Наталья Чернявская, Владислав Погиба и Виктор Панченко легко и непринужденно меняют маски, при этом обходясь без оных, воплощаются в свои персонажи лишь с помощью авторских ремарок. Балагур и пьяница Жора (Тарас Епифанцев) уморителен незабываемой манерой исполнения народных поговорок и популярных советских песен на все случаи жизни. Нелли Уварова, кажется, впервые в своей артистической карьере играет животных, резвясь от души, не заморачиваясь похожестью с четырехлапой героиней, и, тем не менее, ее Лада – именно собака, а не кот, не коза и прочее. И какая собака! Эта малышка – настоящий друг человека, она еще и дает урок мужества, благородства и доброты всем людям. А малочисленные жители деревни Колдуны вносят свой вклад в укрепление толерантности, пригрев несчастного узбека (Алексей Блохин), научившего их любить и прощать.
В этой истории спасающих и спасенных много: сначала девочка Лиза спасает собачку, уговорив отца приютить бездомное животное. Потом старушка Егоровна соглашается взять оставленную дачниками Ладу в дом до следующего лета. Затем маленькая дворняжка чуть не лишается жизни, бросаясь защищать хозяйку от волков, а ее саму спасает молодой ветеринар (Виктор Панченко), приехавший по «ложному» вызову на «Скорой помощи». Помимо событий вокруг Лады здесь у каждого персонажа есть собственная история спасения или спасания.
В спектакле много и хорошо поют, то серьезно воспевая блаженство «имущих на зиму валенки и крышу, над головой беззащитною, кота от мышей, от воров собаку», то забавляясь: «…хотя какой уж из Ладки сторож! А коль случится какая надобность, Бутыль самогонки хранится в подполе. Только б о том не проведал Жора, А то греха с ним не оберешься…».
Пространство, в котором радуются, плавают, катаются с горок, валяются в грязи или в снегу обитатели деревни Колдуны, создал художник Николай Симонов, соорудив на сцене деревянные холмы и пригорки, бросив пару досок для скамейки и качелей и разместив всю деревню вместе со зрителями на большой сцене РАМТа. Тут светло и уютно, все проблемы как-то волшебно решаются, а черная бездонная яма за краем сцены…об этом мы подумаем завтра.
За два часа истории дружбы, любви и преданности маленькой собачки Лады (Нелли Уварова), девочки Лизы (Александра Аронс), старушки Егоровны (Татьяна Матюхова) была перелистана целая энциклопедия деревенской жизни, как она есть, во все времена года, со всеми радостями и горестями, заботами и праздниками, мелкими войнами и справедливым миром. «Посреди морозного мрака – горстка тепла» - лучше поэта и не скажешь про этот спектакль посреди чернухи и общечеловеческой нетерпимости.
http://ramt.ru/press/press-play/plays-article-3111/article-604/
https://www.teatrall.ru/teatr/spektakl/4782-lada-ili-radost/