Сегодня на Малой сцене Театра Терезы Дуровой расплодились мыши, щенки, кролики…, хотя спектакль «О мышах и людях», разумеется, о людях. С последними хлопот куда больше, чем с любыми животными…

«Впервые в своей истории Театр Дуровой пригласил в репертуар дипломный спектакль выпускников курса Театрального института имени Бориса Щукина. Художественный руководитель театра Тереза Дурова предварила постановку таким словами: «Хорошо зная публику нашего театра, я могу сказать, что они давно ждут серьезного вдумчивого разговора…». Разговор о мужской дружбе и вражде, о милосердии и ненависти, о справедливости и неправде, о сочувствии и равнодушии состоялся.

Трагическую  повесть замечательного американского писателя Джона Стейнбека поставил со студентами четвертого курса педагог Щуки (курс Анны Дубровской) режиссер Константин Балакирев. В мировом сообществе сегодняшней повальной толерантности эта драма наверняка не увидела бы свет. У Стейнбека все названо своими именами: умственно отсталый парень Ленни –  дураком и идиотом (а не человеком с особенностями ментального развития); горбатый чернокожий горбун Крукс – негром. В прошлом веке эти слова были повсеместно употребимы, сегодня, конечно, режут слух.

 

Дело происходит в Калифорнии во времена Великой депрессии, когда тысячи здоровых парней скитались по Дикому Западу в поисках заработков, вкалывая на «чужого дядю», и безнадежно мечтая о собственном бизнесе. Два приятеля – Джордж (Алексей Сармометов) и Ленни (Дмитрий Стройкин) грезят заработать достаточно денег, чтобы обзавестись собственной фермой, где будет сад и хозяйство с кроликами и прочими животными. Обыкновенный парень Джордж с первых минут вызывает симпатию, поскольку обладает добрым сердцем. Он искренне любит, круглосуточно опекая, своего непутевого  приятеля – верзилу Ленни. Сколько терпения требуется энергичному и амбициозному Джорджу, чтобы снова и снова повторять, как тому себя вести, что их ждет впереди и т.п.

История Джорджа и Ленни местами летит, местами спотыкается о сценический быт (есть вопросы к художнику по костюмам, например: почему у старого вонючего старика Огрызка джинсовый комбинезон прямо с иголочки?), некоторым участникам спектакля сложно вживаться в возрастные роли, хотя за это, безусловно, отвечает режиссер. Несмотря на очевидные недостатки, возможно связанные с премьерным волнением,  хочется выразить благодарность Константину Балакиреву за то, что спектакль родился и Терезе Дуровой за то, что «Про мышей и людей»  получил официальную прописку.

 

Браться за сценическое воплощение этой пронзительной истории не имело бы смысла, если бы не было артиста на сложнейшую роль Ленни, но такой артист нашелся. Дмитрий Стройкин органичен так, что глаз не отвести – переиграет любую собаку. Показать доброго недоразвитого большого «ребенка» и не свалиться в паясничанье или фарс, для этого требуется  большой талант и реальная физическая выносливость.

Постановку стоит посмотреть даже просто ради того, чтобы стать свидетелем начала большого пути выпускника Щуки. Только пусть парню повезет!