"Ты только будь со мной

Да только ты живи..."

Александр Башлачев

Роман Алексея Иванова «Общага на крови» написан им, юным, о ровесниках конца 80-х гг. Что в 80-х гг., что в семидесятых годах прошлого века в советских общежитиях процветали те же нравы и те же порядки, что описаны в романе и так живо отображены в спектакле режиссера Семена Серзина. Администрация в общагах самодурствовала, упиваясь властью, студенты хлестали дешевое плодово-выгодное вино, бесконечно курили и безоглядно любили друг друга, ища малейшую возможность уединиться, если не в комнате, то хоть на свободной койке. Социалистическое общество так долго готовило людей к коммунизму, уничтожая понятие частной собственности и собственного мнения, что во многом преуспело. Все на глазах у всех, все на благо общества, о себе заботиться не пристало: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!». Идейный строитель коммунизма не должен беспокоиться о быте, государство все решит. Пока взрослые на работе, за детьми присматривало государство в яслях и садах, в школе и на продленке, в пионерских лагерях. По окончании школы молодые люди попадали в общежития и стройотряды, мгновенно взрослея, как щенки, брошенные в воду, немедленно научаются плавать, если сразу не тонут. Отрыв от родных корней, первая любовь и первое разочарование, первый секс и первое отравление алкоголем/никотином.

С общагой так свыкались, что после сложно было расстаться - с кем разделить печали и радости, поговорить, пообщаться живьем? Тем более, в эпоху перемен, когда незыблемая «эпоха застоя» схлопнулась, выметенная «перестройкой» в считанные дни, а последнюю смыл девятый вал лихих девяностых. Тогда от растерянности, утраты простых человеческих понятий и пугающей неизвестности, люди прильнули к телевизору, чтобы хоть кто-то что-то объяснил, как многие сегодня залипают на гаджетах, лишь через них поддерживая связь с внешним миром.

Часто идешь смотреть спектакль и не думаешь о самом театре, в стенах которого спектакль задумывался и репетировался, но «Общага на крови» вдохновила на более подробное знакомство. Не так много информации о НЕВИДИМОМ ТЕАТРЕ в сети, но яркая талантливая постановка малоизвестного широкой публике коллектива, иронично названного Семеном Серзиным со товарищи невидимым (забавное имя сайта: ateatranet), сподвигнет на более частые поездки в Санкт-Петербург. Спасибо Фестивалю «Уроки режиссуры» за знакомство, и за сам спектакль, созданный при поддержке «Уроков режиссуры» и Группы компаний Р-Фарм.

Давно не наблюдала я столь полное растворение режиссера в каждом артисте и такую невероятную отдачу ребят в каждой мизансцене. По ходу спектакля забываешь, что это всего лишь игра. Нет, перед тобой кричат, смеются и плачут живые люди. Они - спонтанные, любящие, ненавидящие, презирающие, страдающие, безоглядно рискующие не стесняются своих обнаженных душ.  И, как все молодые, не терпят промедления: нужно все и сразу, но «что такое хорошо и что такое плохо» остается нерешенным уравнением со многими неизвестными.

У Вани (Женя Санников), Лели (Юля Башорина), Нели (Аня Донченко) простой инстинкт самосохранения практически не работает.  Ваню душит поэтический талант, с которым отравленное алкоголем тело не справляется. Лелю и Нелю до краев переполняет любовь, которая разрушает душу также, как алкоголь тело.

Красивая, желанная многим Неля (Аня Донченко) отказывает своему парню Игорю (Коля Кисличенко) покинуть общагу. В отдельной квартире станет комфортно и скучно, там  благополучному Игорю с Нелей будет неинтересно.

У Игоря (Коля Кисличенко) и Отличника (Гена Блинов) разумные понятия есть (вероятно, хорошо усвоенные семейные ценности), но «жить в обществе и быть свободными от общества нельзя», поэтому компания подбирается не по уму, а по чувственному порыву. Сбившись в стаю, какое-то время они счастливы.

Лафа заканчивается насильственным наведением порядка, который председатель общежития Гапонов (артисту Мише Касапову удается создать невероятно отвратительный образ)

и комендантша Ботова (Ирина Выборнова), понимают по-своему. Комендантша считает, что делать можно всё, но по-тихому, главное, потакать порочной воле руководства. Гапонов,  распущенной собственной вседозволенностью, пьет, дебоширит, накидывается на понравившихся девушек, считая себя хозяином общаги, не терпит конкурентов.

Даже пролитой кровью не остановить бесшабашный разгул. Из-за подлеца Гапонова гибнет юная студентка. Вот она шагает с крыши в бездну, и происходит непоправимое.  «Жизнь – веселая игра», - писал Александр Башлачев, поэзией которого пронизан спектакль, но игра смертельная.

До финала не доживут еще двое. Самых невинных. Юная Серафима (Эва Мильграм) широко распахнутыми улыбающимися глазами приветствует мир. Она ждет любви, и общага впихивает в ее комнату Отличника (Гена Блинов). Идиллия длится недолго. Волею писателя Алексея Иванова погибает в аварии Серафима, тоскуя без нее, прощается с жизнью Отличник. Юность хрупка и беззащитна. Годы разменивают и тратят без оглядки, а еще их разливают, раскуривают и убивают.

Семен Серзин с ребятами представили живую щемящую сердце историю, обойдясь минимальной сценографией (художник София Матвеева, видеохудожник Михаил Заиканов). Дверь, снятая с петель, служит столом, грубо сколоченные доски - кроватями, студенческая дискотека - проекции танцующих на экране.

Палитра чувств в итоге такая: горечь, сожаление, симпатия к одним героям, брезгливая антипатия к другим и настоящее восхищение Невидимым театром, умеющим без видимых средств передать атмосферу романа так, что испытываешь огромное чувство благодарности за пережитое.