Молодой московский режиссер Екатерина Петрова на малой сцене Пензенского драматического театра поставила камерный дуэт-спектакль  «Наедине со всеми» по пьесе одного из лучших российских драматургов Александра Гельмана.

Текст - пронзительно-острый густой. Для его воплощения необходим высший актерский пилотаж, потому что в пьесе, следуя авторским ремаркам, глаза героини, то леденеют, то сверкают, то вспыхивают ненавистью к «дьяволу», который, в сущности, маленький человек, запутавшийся во лжи, отчаянно пытающийся вернуть доверие жены любыми способами.

Выяснение отношений между мужем и женой, женщиной и мужчиной проходит все возможные стадии во всех тональностях от низких нот до высоких, и надо отдать должное артистам – они с честью и без фальши проходят сложную партитуру.

Пьеса, написанная в 1981 году, традиционно основана на производственном конфликте. Александр Исаакович Гельман прекрасно знал производственную тематику. До того, как его острое перо задело всю страну, как за его тексты с госчиновниками и цензурой стали  биться лучшие советские режиссеры, включая Олега Ефремова и Георгия Товстоногова, Александр Гельман, отслужив на нескольких предприятиях, приобрел достаточный  житейский опыт, чтобы рассказывать о людях, оказавшихся в трудной ситуации. Его пьесы актуальны и сегодня потому, что в них речь идет не о производстве. Люди при любом режиме, экономическом строе и достижениях технического прогресса всегда проявят свою человеческую натуру, ту, что не меняется, живи хоть десять жизней подряд.

Наедине со всеми каждому из нас приходится соответствовать ожиданиям окружающих, исполнять чужие роли, но наедине с собой можно быть совсем другим, только придется разбираться со своей совестью, которую не волнует твое место в обществе, привилегии и награды. Совесть – суровый судья, не нуждающийся в показаниях свидетелей.


Когда случается несчастье, кто в нем виноват?

Драматург Гельман обладает даром психологического детектива. Он хранит интригу до последнего. Сначала сочувствуешь герою, потом его оппоненту, потом сомневаешься в первом…или втором, а потом… окончательно запутываешься.

Психологические качели человеческих судеб.

У Гельмана сюжет всегда прозаичен, конфликт закручивается на работе, но скоро забываешь не только о производственных проблемах, но и о том, что перед тобой артисты, и они играют выдуманную историю. Сцена исчезает, остается самое важное – человеческие отношения и выбор пути, от которого зависит судьба.

Действие спектакля «Наедине со всеми» разворачивается в жестко очерченном пространстве некоей неуютной квартиры (художник-постановщик) Олег Авдонин. Декорации скупы и выразительны: кресло, ванна с водой, вешалка – все это заключено в железные решетки, за которые герои, по очереди, пытаются выйти, но тут же  возвращаются.

Режиссер Екатерина Петрова поставила перед артистами сложнейшую задачу: время от времени на заднике появляется проекция древнегреческой статуи с отбитыми руками. Современные люди оказываются героями трагедии, по силе накала сравнимой с  древнегреческой, в которой нет быта, лишь бушуют страсти. «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?», - хочется спросить вслед за Борисом Пастернаком, и мы поражаемся Наташе (Наталья Старовойт), в начале спектакля становящейся в ряд с   трагическими героинями Софокла и Еврипида, не жалеющими ни себя, ни близких.

В тех трагедиях главные герои свою вину или чужую вину определяли без сомнений и без вариантов смывали кровью. В драме Гельмана вина одного героя оказывается виной  другого, а, в итоге, виноваты все.

Главный герой Андрей Голубев (Владимир Кшуманев) посылает бригаду на трудный участок, пренебрегая техникой безопасности, потому что горит план и надо срочно отрапортовать о сдаче объекта. В бригаде проходит производственную практику его сын, который становится жертвой несчастного случая – лишается рук. ЧП случается по вине отца, отдавшего распоряжение, и дальше им всем с этим жить.

Андрей и Наташа выясняют отношения. Наташа нападает, Андрей защищается.

 

Горькое состояние бессилия и отчаяния – твой ребенок стал инвалидом, а ты ничего не можешь сделать. Но это в начале.

Когда переступают черту, а потом другую и уже нет границ, и нет точки возврата.

 и цена за все – жизнь с человеческим достоинством и порядочностью или без. И Андрей из защиты переходит в нападение, а зрители взволнованно следят за исходом человеческого поединка.

Артисты вместе с режиссером отважно решают не только психо-эмоциональные задачи, но и физические. Чтобы понять, каково теперь будет жить ее сыну, Наташа пытается замотаться скотчем, лишая себя возможности действовать руками, а потом и ногами.

Безрукая статуя неизвестного героя под плачущим дождем увеличивает силу надрыва. Наталья Старовойт играет наотмашь, не жалея себя, не думая, как ужасно может выглядеть ее героиня.  Ничего, кроме горя матери для нее не существует. Но все не так однозначно. Женщина – не только мать, и смысл ее жизни – не только в ребенке. Сколько поворотов, смен настроений заложил в свою пьесу драматург, столько ключей с помощью режиссера и подобрали к своим ролям артисты.

Такие артисты и без ключей, вероятно,  могут справиться с помощью отмычек, в итоге, от действия не оторваться.  

Пензенский драматический театр увлекает своих зрителей на новую высоту сопереживания, заставляет задуматься о важных вещах, что заслуживает огромной благодарности.

И хочется выразить благодарность Телеканалу Театр, который сделал отличную видеосъемку, и со спектаклем «Наедине со всеми» смогли познакомиться не только жители Пензы, но и другие российские театралы.