В день открытия фестиваля 18 сентября министр искусства и культурной политики Ульяновской области Евгения Сидорова поздравила собравшихся  «с появлением такого прекрасного современного здания, оснащенного всем необходимым, позволяющего принимать у себя любые российские и зарубежные театры и самых знаменитых артистов»: «Мы все гордимся, что реализовали этот проект. Я благодарю Кирилла Игоревича Крока за то, что он откликнулся, и именно спектаклем театра им. Евгения Вахтангова мы открываем второй международный фестиваль «ВМЕСТЕ». Благодарю большую команду «NЕБОЛЬШОГО» театра за самоотверженную работу…».  Участникам фестиваля было передано видео-приветствие директора театра им. Евгения Вахтангова, который в этот момент находился со своим театром на гастролях в  Благовещенске.                                                                                                           Художественный руководитель «Neбольшого театра» Эдуард Терехов также произнес слова благодарности: «Этот заново выстроенный театр – подарок не только нашему коллективу, городу, это – подарок нашим детям, нашему народу, всей России. Без поддержки Президента и Губернатора ничего бы не случилось. Спасибо министру Евгении Сидоровой, вместе с которой мы провели на стройке не одни сутки. Спасибо моему коллективу, выстоявшему и выдержавшему все трудности…». Алексей Павлов, художественный руководитель Государственного театра юного зрителя Республики Саха (Якутия) пожелал «NЕБОЛЬШОМУ» театру и фестивалю «ВМЕСТЕ» удачи и процветания: «В зрительный зал входит толпа, а выходит народ. Давайте вместе творить добро!».

После приветственных речей праздник продолжился спектаклем «Сказка о попе и о работнике его Балде» Государственного  академического театра имени Евгения Вахтангова. Московские гости подарили зрителям   отличное  настроение, задав высокую творческую планку. Артистический вахтанговский дуэт (Олег Лопухов и Николай Романовский) озорно перевоплощается в сказочных персонажей Александра Сергеевича Пушкина: Попа, Балду, Попадью и Чертей, на ходу импровизируя, в зависимости от реакции зрителей.  Благодаря яркой музыкальной поддержке мини-оркестра  артистов театра имени Евгения Вахтангова (Наталья Туриянская - фортепиано, Николай Мызиков - контрабас и Евгений Полтораков – ударные), публика охотно погружается в веселую игровую стихию, забыв обо всем. Артисты вовлекают в действие и взрослых, и детей, заразительно демонстрируя тренировочную разминку перед спектаклем: «У нас и Маковецкий, и Князев так делают…», – подначивают они публику, и почти весь зал активно тараторит скороговорки, отгадывает загадки и машет  руками, изображая, то лес, то море.

 

19 сентября началась конкурсная программа фестиваля, в которой приняли участие театры из Якутии, Омска, Ульяновска, Южной Осетии, Беларуси и Узбекистана.

Государственный театр юного зрителя Республики Саха (Якутия) представил  спектакль «Чороон – сосуд счастья»». Режиссер – Алексей Павлов. Постановка художественного руководителя театра знакомит зрителей с северной культурой, обычаями и традициями якутского народа. В сказке рассказывается про мастера Чурумчуку (Владислав Портнягин), который делал замечательные чорооны (национальный сосуд). Мастерил он их для людей, а сам бедствовал, пока Богиня Иэйэхсит не подарила ему золотой чороон  (Мира Антипина), исполняющий все желания. Злой колдун (Федот Львов) решил забрать себе волшебный сосуд и послал за ним гонца Сорук Боллура (Алексей Павлов), но, преодолев козни колдуна, мастер вернул себе чороон, женился на дочери колдуна (Татьяна Хомподоева) и устроил праздник для всех людей. Добрая сказка всех очаровала. Ослепительной красоты национальные костюмы, колоритные кувшины, замечательные куклы с забавным портретным сходством с артистами, владение актрисой Мирой Антипиной горловым пением произвели неизгладимое впечатление не только на зрителей, но и на жюри. В итоге, якутский спектакль «Чороон – сосуд счастья»» удостоился номинации «Лучший спектакль малой формы», а музей «NЕБОЛЬШОГО » театра пополнился подарком от якутского ТЮЗа – чорооном.

В этот же день Государственный Молодежный театр Узбекистана (г. Ташкент) представил на конкурс свой спектакль «Пушкин жив». Режиссёр Мария Лычковская инсценировала биографию Александра Сергеевича Пушкина, воспользовавшись не только произведениями самого классика, но также историческими документами, письмами и воспоминаниями современников. У каждого – свой Пушкин, свой он и у Марии Лычковской. Молодому режиссеру хотелось вместить в ткань постановки слишком много всего, поэтому материал не выдержал и начал расползаться на отдельные лоскуты, из-за которых не видно целой картины. Тем не менее, узбекские артисты пленили зрителей своей искренней любовью к великому русскому Поэту. Без пафоса и излишнего драматизма, играя («у кого – цилиндр, тот и – Пушкин»), артисты Молодежного театра представили биографию Пушкина (поэта на сцене воплощают два актера – в первом акте Анастасис Димиропулос , во втором – Руслан Мамадалиев) до мельчайших подробностей: от учебы в Лицее до юношеских  влюбленностей, от сказок Арины Родионовны до казни декабристов, от язвительных строчек молодого Саши в девичьих альбомах до гениальных строф бессмертных произведений. Сцены из «Моцарта и Сальери» и  «Бориса Годунова» (очень яркий образ Юродивого создал Анвар Картаев), время сватовства и венчания, ссылка в Михайловское и Болдино – все это перемежается невнятными вкраплениями выступлений  занудной учительницы, которая пытается вернуть зрителей в сегодняшний день. Пушкин, к счастью, эту сумбурную лекцию прерывает: «Скучно!». Эти монотонно повторяющиеся  комические выходы, в итоге, не кажутся уж такими смешными. Интересны переходы с русского на узбекский – еще ясней понимаешь, насколько музыкален стих Пушкина, даже в переводе. Хорошей режиссерской находкой является финал: спектакль заканчивается не дуэлью, как того следовало ожидать, а отрывком из воспоминаний Марины Цветаевой, воспринимавшей смерть Пушкина как свою личную трагедию. Молодой режиссер, надо отдать ей должное, с артистами работать умеет. У каждого героя  –  свой выход, свой маленький бенефис, несмотря на обилие персонажей и массовых сцен. Спектакль «Пушкин жив» заслуженно получил номинацию  «Лучший актерский ансамбль».

 20 сентября  – Ульяновский театр юного зрителя («NЕБОЛЬШОЙ» театр) показал спектакль «СОЛНЦЕ МУХА КРОКОДИЛ» по сказкам К.И. Чуковского. Режиссер – Марина Корнева. Красочный веселый спектакль увлек не только юных зрителей, но всех, кто попал на представление, заразил  детской радостью.  Не только хорошо знакомые сказки Корнея Ивановича Чуковского, но и художественное оформление режиссером спектакля (живописные костюмы, маленький чудесный трамвайчик, волшебно передвигающийся без посторонней помощи и вмещающий, как сказочный теремок, невероятное количество пассажиров, всякие мелкие забавные  предметы), очаровали публику.  Юмор и клоунада артистов (Мария Крупская, Евгений Юманов, Артемий Курчатов, Александр Сухомлинов, Азат Ахтямов, Анжелика Бойченко, Елизавета Гавришина, Кристина Каюмова), их профессиональное умение общаться с детьми, забавный и добрый  интерактив, разнообразный ритм постановки, смена настроения (от смешного до страшного, от грустного до радостного)  позволяют отнести спектакль к разряду успешных, заслуживающих долгой и счастливой жизни. Повышает настроение и эмоциональная реакция зрителей – для этого режиссер Марина Корнева придумала зеркальную рассадку, позволяющую любоваться выразительными детскими лицами напротив.                                                                                                                              Спектаклю «СОЛНЦЕ МУХА КРОКОДИЛ» жюри фестиваля присудило номинацию  «Лучший спектакль» II Международного театрального фестиваля «ВМЕСТЕ».

В тот же день, 20 сентября, Омский театр для детей и молодежи показал спектакль «Манолито Очкарик» в постановке режиссёра Анастасии  Старцевой. Книгу испанской писательницы Эльвиры Линдо режиссер  Анастасия Старцева случайно нашла в Санкт-Петербурге в разделе «детские книги современных писателей». История испанского мальчика современна и близка любому подростку в любой стране мира. Сегодняшние родители, не умея справиться со своими детьми, норовят отправить их к психологу, воспринимая свое собственное непонимание психологии ребенка как его личную проблему.  У всех подростков, вступающих в большую жизнь, происходят конфликты. Детям вообще  непросто. «В роддоме тебе врач дает по попе. За что? Да просто потому, что ты родился…», – иронизирует главный герой.  Очень важно, что книга и спектакль получились добрыми и светлыми. Обаятельный парень Манолито (Кирилл Фриц), умеющий радоваться мелочам жизни, хорошо относится к взрослым, несмотря на их закидоны.  Он, например, вежливо выжидает, когда Психолог, которого он уболтал,  перестанет храпеть и снова вернется к их беседе. Терпеливо ждет, когда Дедушка пойдет с ним в магазин, а Бабушка, наконец, выскажется. Мальчику чрезвычайно тонкой душевной организации  приходится соответствовать реалиям окружающего мира, чтобы постоять за себя. Чтобы на сцене мгновенно сменялись персонажи, слаженно действует пятерка невидимых помощников из команды Омского театра. Перед глазами зрителя, то и дело появляются   огромные бумажные куклы – это родственники и знакомые Манолито. Забавно, что  на бумажное пальто Дедушки пришит настоящий тканевый карман с очками, а Бабушкины глаза выразительно сверкают, а у Училки глаза горят красным огнем и в руках – электронная указка. Мастерство постановки – в мельчайших деталях,  незатейливых рисунках и надписях, бумажных кулаках и ладошках, неожиданно выглядывающих из-за ширмы, видеоэкране, изящно вписанном в бумажную рамку (художник-постановщик Мария Белкина). Выразительна и точна работа хореографа (Виктор Тзапташвилли), преображающая  нелепого увальня  Манолито в элегантного тореро.                                                                                За мощную работу, в которой громоздкий  подросток в исполнении Кирилла Фрица так точно передает психо-физическое состояние ребенка, спектакль «Манолито очкарик» удостоился номинации «Лучшая мужская роль».

Вечером 20 сентября Юго-Осетинский государственный драматический театр имени Коста Хетагурова (г. Цхинвал) представил спектакль «Городские женихи» в постановке Тамерлана Дзудцова. Комедия по пьесе Асахмата Айларова в исполнении молодых артистов театра. Сыграли  на осетинском языке с синхронным переводом. «Городские женихи» выросла из   дипломного спектакля студентов факультета актерского мастерства Юго-Осетинского Государственного Университета, которые пополнили труппу театра. Национальный колорит, песни и танцы чрезвычайно понравились ульяновским зрителям.  Пьеса Асахмата Айларова  напоминает советские комедии прошлого века, в которых добро всегда побеждало, зло было наказано или перевоспитывалось, рабочие планы выполнялись, влюбленные соединялись, и все было хорошо – борьба лучшего с еще более лучшим. Когда-то это вызывало ироническую усмешку, но сегодня, когда вокруг так много чернухи и в жизни, и в искусстве, эта милая комедия поднимает настроение и помогает зрителям, хотя бы на пару часов окунуться в доброе, разумное и вечное. На сцене воссоздано хозяйство в духе колхозных спектаклей (художник Виктория Сахилова) – два дома, соединенные двориком. На заднем плане заготовленное сено и погреб. В одной семье суровый отец муштрует пять взрослых дочерей, забывая, что они – девушки, заставляя их пахать комбайнерами в поле, поскольку все парни подались в город. В другом доме живет одинокая моложавая соседка, которая вовремя замуж не вышла, и теперь ей сгодился бы почтенный отец девушек, к которому и подступиться страшно. Разумеется, из города на работу прибывают ровно пятеро парней, и соседка, пропустившая в молодости свое счастье, принимает деятельное участие в соединении влюбленных. Простая сердечная история захватывает публику, принимающую условия наивной игры. Особенно пленительны сцены, когда зарождается интерес между героями, подчеркивая  естественные отношения между мужчинами и женщинами. И как мило, когда девушки переодеваются из запачканных мазутом комбинезонов в простые девичьи платьица в мелкий цветочек. Наивно? Да! Но вы бы видели растроганные лица зрителей.                  Спектакль «Женихи» Юго-Осетинского государственного драматического театра им. Коста Хетагурова получил Приз «НАДЕЖДА» (Яркие дебюты).

 21 сентября, Ульяновский Театр юного зрителя представил спектакль «Лучшее, что было в моей жизни». Режиссер Эдуард Терехов  поставил драматическую трилогию по пьесе современного драматурга Керен Климовски.  Спектакль о молодых, которые до конца жизни будут помнить  тот единственный случай, который, оказывается, был лучшим. Только как это сразу осознать? Пьеса Климовски состоит из трех новелл. Истории выстроены так, что герои признаются в самом сокровенном почему-то постороннему человеку – судье (Артемий Курчатов), который сам иногда выходит на подиум, чтобы, философствуя, поведать о себе, о людях. Например, он пытается отгадать, какая у каждого в голове может звучать музыка, какие инструменты: «У вас – флейта, а у вас – контрабас, а там вообще – аргентинское танго…». Кто-то из зрителей горделиво приосанивается, кто-то стесняется. Судья, разумеется, гражданский, тут речь не идет о тяжких преступлениях, все персонажи – обычные люди, такие же сидят в зале. На сцене – скамья подсудимых (на ней поочередно мы видим героев), вешалка с необходимой для рассказа одеждой, гладильная доска с утюгом (она понадобится в третьей новелле) и стол судьи. Художественное оформление Эдуарда Терехова лаконично и не отвлекает от главного – сюжетов о любви. Конечно, лучшее, что было, есть и будет в жизни, это – любовь.                                                                                                                            В первой истории героиня –Вдова (Анжелика Бойченко), потерявшая мужа, которого называла Коротышкой (Роман Крупский). Она ежедневно приходит на то место, где они когда-то встретились, и подолгу разговаривает с ушедшим мужем. Неважно, что окружающие принимают ее за сумасшедшую, главное, что Коротышка рядом. Артисту Роману Крупскому удается (без грима, на глазах у зрителей) органично передать возрастные изменения своего героя. Вот он юн и романтически влюблен в высокую красавицу (замечательная мизансцена с признанием в любви и надеванием сушек вместо обручальных колец на пальцы), а вот он – пожилой больной мужчина, по-прежнему влюбленный в свою жену, ничуть для него не изменившуюся. Красавица только, когда его не стало, поняла, что за  сокровище был ее Коротышка, и разве может официант в кафе оценить ее преданность.                                                                                                                Вторая история – самая трогательная из всех. Охранник цирка (Евгений Юманов) вспоминает, как в детстве придумал спасать улиток, раз пьющую маму спасти ему не по силам. Спасать улиток помогает подружка  по прозвищу Лягушка (Кристина Каюмова) – девочка с улыбкой как у Джулии Робертс. Дети выросли и расстались, а когда встретились в цирке, Лягушка была дрессировщицей тюленя. Роскошный тюлень (Азат Ахтямов) творил чудеса на радость публике потому, что был влюблен в свою дрессировщицу. Надо видеть, как артист без слов передает эмоции тюленя. Сколько радости от игры и встреч и сколько боли, когда девушка исчезает, умирает. Охранник только теперь понимает, что был счастлив с Лягушкой, когда они вдвоем спасали улиток, и это было лучшее в его жизни. Трудно удержаться от слез, когда директор цирка решает тюленя усыпить, раз тот уже не выступает. И все зрители в едином порыве на стороне  Охранника, когда тот с оружием кидается на защиту несчастного животного.                                                   Третья история, пожалуй, самая неубедительная. Домохозяйка (Елизавета Гавришина) с детства так утомлена своей везучестью, что постоянно ждет трагической расплаты. Ей плохо от того, что ей все время хорошо: «За тридцать пять лет – ни одного пятна на солнце, ни одного сломанного ногтя…».  Это, конечно, не признание судье, а рассказ для психоаналитика. Драматург – девушка молодая и не лишена страсти к графомании, раз сочиняет таких героинь.                                                                                         Лишь такому крепкому режиссеру как Эдуард Терехов под силу справиться с такой драматургией и разобрать роли. В спектакле прекрасно работают артисты «NЕБОЛЬШОГО» театра. В результате постановка номинирована  дважды: Лауреатом в номинация «Лучшая роль второго плана» стал артист Азат Ахтямов за роль тюленя в спектакле «Лучшее, что было в моей жизни» и  Специальный приз жюри фестиваля получил артист Роман Крупский за роль Коротышки в спектакле «Лучшее, что было в моей жизни».

21 сентября Белорусский государственный академический театр юного зрителя (г. Минск) представил спектакль «Мастер и Маргарита» . Режиссер – Татьяна Самбук.