В старейшем в Якутии  Государственном Академическом Русском Драматическом Театре  (ГАРДТ) имени Александра Пушкина  2024 год прошел под знаком русской классики. Два спектакля из четырех премьерных поставлены по произведениям «Нашего всего», имя которого носит театр.

О новых спектаклях ГАРДТа:

"РУСЛАН И ЛЮДМИЛА"

Похищения, приключения и волшебство в жанре славянского фэнтези

Сказка «Руслан и Людмила» – гениальное многослойное произведение для взрослых и детей, где каждый слышит и понимает своё, сообразно возрасту и культурному бэкграунду.

Режиссер  Андрей Габышев в компании с художником Андреем Волковым  и всеми участниками постановки представили на суд зрителей «славянское фэнтези по мотивам поэмы Александра Пушкина» - так авторы спектакля обозначили жанр, в котором обыграно великое сказочное произведение. Зрелищная динамичная постановка с интересным пластическим решением (хореограф Алла Бузмакова), авторской музыкой Ивана Чайки, сценическими боями (Александр Лобанов) и завораживающим видеоконтентом (Михаил Самсонов).

Здесь есть, на что посмотреть и взрослым, и детям: царский пир с нешуточным похищением невесты, поиски и борьба не на жзнь, а на смерть за прекрасную Людмилу (Дарья Рокачева).  После того, как разгневанный отец – Князь Владимир (Дмитрий Трофимов) поклялся отдать дочь Людмилу в жены победителю, которому посчастливится вернуть княжну домой, за желанную награду решили побороться четыре витязя, представляющие собой четыре разных человеческих типажа:

–интеллигентный, не слишком расторопный, но тихой сапой  добивающийся своего Руслан (Илья Данилевский) – флегматик;

– агрессивный и коварный Рогдай (Евгений Кузьмин), спонтанно вступающий в бой – холерик;

– ленивый гурман Фарлав (Илья Шумкин), больше всего на свете любящий вкусно поесть и выпить – сангвинник;

– сластолюбивый Ратмир (Александр Кабунов), предпочитающий трудной погоне за призрачным кушем усладу в виде пения  очаровательных русалок – меланхолик.

Приключения героев разворачиваются на фоне злоключений несчастной пленницы, которую вот-вот обольстит злой карлик Черномор (Александр Сердюков). Колдун Черномор страшен и смешон одновременно – с его веревочной, заплетенной в косу бородой и вставным глазом навыкате. С колдуном-горбуном действует заодно волшебница Наина (Галина Кондрашова/Александра Салих). Урок заносчивым красавицам –  как легко превратиться, благодаря заносчивости и скверному характеру, в старую каргу. Немалую роль в победе добра над злом сыграл в этой сказке добрый Финн (Владислав Мичурин/Сергей Дерюгов), без него Руслан не справился бы. Для Финна победа не только в том, чтобы спасти Людмилу, но и в справедливом возмездии колдовским чарам Наины, погубившим его молодость и любовь.

Атмосферное зрелище, театральное волшебство, подобное этому спектаклю,  может стать украшением любого репертуара.

 

"ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"

Полная луна – свидетельница судеб

«Энциклопедия русской жизни»,  роман «Евгений Онегин» на сцене ГАРДТа им. Пушкина  – именно тот спектакль, который хорошо бы посмотреть каждому грамотному школьнику и каждому культурному взрослому. Постановка Дмитрия Бурханкина – идеальная иллюстрация  великого произведения. Для начала, хочется отметить хороший кастинг, проведенный режиссером – все персонажи выглядят именно так, как их себе представляешь, читая роман. Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, дворяне, помещики, народ – все на месте.

Звучит авторский текст – тут важно упомянуть, что в спектакле его читают ведущие (Алла Бузмакова и Илья Данилевский), напрямую связывая героев с  артистами и зрителями. Ведущие, расположившись за столиками по краям авансцены, привносят в спектакль дополнительную иронию, которая так свойственна Александру Сергеевичу.  Так вот, пока звучит текст, по центральному проходу  зрительного зала важно шествует сам Евгений Онегин (Степан Федоренко), за ним – слуга в камзоле выносит и торжественно устанавливает бархатное  кресло прямо посреди прохода, и Онегин тут же важно усаживается. Сбежавший в деревню светский циник Онегин, прикрыв усталые очи  черными очками, лениво оглядываясь, сам становится частью публики… но, чу: «Театр уж полон, ложи блещут…». В это время на сцене в жанре пантомимы разыгрывается некое действие с «лондонского дэнди» в главной роли. Насмотревшись пластических этюдов, Онегин проворчал:  «Всех пора на смену; Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел…», – и вышел из зала.

В спектакле  Дмитрия Бурханкина много живописных массовых сцен, в которых каждый участник – самостоятельная творческая единица (на  языке кино это означает не массовку, а  групповые эпизоды). Интересные эпизодические роли, например,   в немой сцене похорон «дяди самых честных правил», где гости торопливо выпивают и закусывают. В другой сцене – те же гости, принарядившиеся, по случаю именин Татьяны, громко гуляют, пьют, поют и пляшут. В других сценах также интересно наблюдать за слугами, дворовыми девушками. У каждого артиста – по несколько ролей, и все мизансцены отлично режиссерски разобраны.

Как же красиво выглядят актрисы ГАРДТа в платьях пушкинской поры! Художники по костюмам (Ирина Титоренко и Наталья Яковчик) стильно одели не только дам петербургского света, но и, подобающе их образу,  дворовых девушек и парней, и деревенских соседей Лариных.

Художник Борис Шлямин соорудил на сцене высокий обелиск/монумент, на котором сменяются медные таблички с годами действия от 1820 до 1825. По ходу спектакля этот монумент служит «спальней» Татьяны, «камином»  Онегина и еще много чем.

Чрезвычайно  трогательны сцены с  семейством Лариных: перед зрителями  проходит, пролетает целая длинная  жизнь матери Татьяны Лариной – от замужества юной Прасковьи (Вера Келле-Пелле) и превращения столичной барышни в деревенскую помещицу («привычка свыше нам дана – замена счастию она») до рождения дочерей (Татьяны и Ольги) и  проводов в последний путь  любимого мужа и отца (Дмитрий Ларин – Эдвардас Купшис). В сцене именин в доме Лариных с заезжим снобом Онегиным носятся как с писаной торбой: придвигают к нему общий стол, раз барин не двигается с места, потчуют, ублажают его игрой на фортепиано (клавиши которого изображают несколько девичьих пальцев).

Прелестен и юношески свеж поэт Ленский (Семен Романенко)! «Влюбившись до гроба» в юную Ольгу (Дарья Рокачёва), Ленский вдохновенно сочиняет стихи, посвящая их своей ненаглядной светловолосой Музе. Влюбленный трепет юной пары не на шутку раздражил холодного Онегина, презрев дружбу и младость поэта, Евгений недрогнувшей рукой в одно мгновение кончает со всей этой романтикой. Режиссер Дмитрий Бурханкин лихо решает сцену роковой дуэли: соперники расходятся по разные стороны кулис, зрители слышат выстрел и падение тела, воображение дорисовывает картину гибели Ленского.

Хороша Татьяна Ларина в исполнении актрисы Марии Лариной. Бледная грустная молчаливая серьезная девушка, она, влюбившись в собственноручно придуманный книжный образ , мигом оживает, сияя навстречу Онегину глуповатым, как у всех влюбленных, лицом.

Спектакль «Евгений Онегин» ГАРДТа сильно выигрывает, по сравнению с другими «Онегиными», в том числе, и  за счет пластических сцен, благодаря уверенному владению артистами своими телами (хореографы Евгения Толецкая и Алла Бузмакова),– чего стоит, например, воздушное вдохновенное порхание по саду влюбленной Тани.

Помимо комических сцен, есть и вполне душещипательные, например,  воспоминанье  Няни (Татьяна Медвинская) о том, как сосватали замуж в тринадцать лет…  до любви ли ей было?

Самый знаменитый в мире женский монолог –  письмо Татьяны к Онегину. Режиссер Дмитрий Бурханкин и художник Борис Шлямин придумали незабываемый антураж: Татьяна выкатывает на сцену лодку, в которой светится огромный шар полной луны. Собирается с духом:  «И вот она одна…», – девушка замолкает и сердито делает знак ведущим, которые со второго раза сообразив,  собирают свои бумаги, выключают настольный свет, микрофоны и покидают авансцену. Далее льются волнующие строки: «Я к вам пишу…», сопровождаемые чарующим плеском воды, сиянием луны и заламыванием  тонких рук заплаканной Татьяной.

В финале судьба отправляет Онегину бумеранг – теперь он в роли просителя, он пишет, он любит. Евгений, выбросив темные очки, сбросив тяжкий груз прожитых лет и негативного опыта, словно впадает в детство, он носится резвым жеребенком, напрочь забыв про сплин и усталость. И теперь у ног Татьяны Евгений дрожащим голосом торопливо подбирает слова признания. Пока они звучат, на огромном прозрачном занавесе – живое трогательное лицо Татьяны. Ее огромные глаза выражают всю гамму чувств: печаль и мудрость, понимание и укор, любовь и твердость решения. И, кажется, за эти несколько минут она стала старше на несколько лет.

Свой пронзительный ответ Онегину о счастье, которое «было так возможно, так близко», Татьяна произносит в хрустальной тишине зала. Зрители боятся дышать, лишь тихий выдох проносится по рядам, когда на сцену в ослепительно белом наряде является Хандра (Ксения Зыкова) и уводит за собой сникшего Онегина. Может, с образом Хандры, которая выглядит совсем из другой оперы, постановщики и перемудрили, но эмоциональное воздействие публика, безусловно, испытала.

"МАСКАРАД"

Смертельно опасная игра

Ровно пятьдесят лет назад (в 1974 году) на сцене ГАРДТа состоялась премьера спектакля "Маскарад". Сегодняшнюю премьеру драмы Михаила Лермонтова театр посвятил 100-летию народной артистки РСФСР Нине Константиновой, сыгравшей полвека назад роль Баронессы Штраль.

Вологодский режиссёр - постановщик Владимир Гранов  и художник – постановщик Александр Дубровин воплотили на сцене одну из самых трагических историй русского репертуара, историю о больном самолюбии и неизлечимой ревности, повлекшей за собой гибель ни в чем неповинной девушки, рискнув раскрасить свой спектакль яркими красками. Интересно, что многие постановщики «Маскарада» традиционно предпочитали  монохром (черно-серую  гамму) или траурное черно-красное сочетание цветов. Используя в оформлении не только разноцветные карты, рубиновое вино, мужские и женские вечерние костюмы и платья, но даже ослепительно-огневого афроамериканца (Александр Сердюков), постановщики преподнесли настоящий подарок зрителям. В ГАРДТе хорошо идут костюмированные спектакли – здешние артисты умеют носить фраки и камзолы, вечерние платья и балахоны, древнерусскую одежду и современные костюмы.

Основная сценографическая идея художника заключается в крутой лестнице, то возносящей героев, то обрушивающей их вниз. Там, во время маскарада пикируются раззадоренные страстью Баронесса (Екатерина Нарышкина) и Князь (Евгений Кузьмин). А в финале невинная Нина взлетает, ведомая ангелами, и растворяясь в небесах.

Карточная игра определяла досуг многих русских дворян, мающихся от безделья. В отсутствии сражений им явно не хватало адреналина. Карточные долги нередко принуждали молодых людей к самоубийству.  По количеству трупов  самоубийства и дуэли вполне сравнимы с небольшой войной. Специфический мир выстраивался вокруг игроков.  В карточном клубе – вино и женщины, там верховодят люди, подобные Афанасию Казарину (Дмитрий Трофимов) – страстные игроки и шулера, зорко следящие, чтобы золотые «рыбки», раз попавшие в сети азарта, уже не выпутывались из нее.

Мы видим недовольную мстительную гримасу на лице у Казарина, когда  Евгений Арбенин (Илья Данилевский) – профессиональный игрок, сумевший  выйти из заколдованного  круга, завязав с игрой и счастливо женившись на красавице Нине (Марина Слепнева), позволил себе спокойно наслаждаться жизнью. Арбенин легко, как бы шутя, отыгрывается за продувшего целое состояние Князя Звездича (Евгений Кузьмин). «Я вижу все насквозь!» – за эту самоуверенность Арбенин жестоко расплатится. Никто не поможет ему  разгадать загадку потерянного браслета, наоборот, все постараются затянуть потуже удавку сомнений на шее Арбенина.

Первая же мизансцена предопределит противостояние: хладнокровный самоуверенный, никогда не проигрывающий Арбенин и буйный несдержанный в своих спонтанных чувствах Князь. Кто победит в будущей схватке? Никто. Все проиграют, но все же останутся в живых, а жертвой станет несчастная, ни в чем неповинная Нина.

Нина, влюбленная в мужа, томится, недоумевая: ему с ней явно скучно, не хватает сильных ощущений.  Ах, если бы знать…

Утерянная на «Маскараде» одной, подобранная другой женщиной безделушка, станет разменной монетой для порочной интриги и причиной гибели невинной. Яростный слепец и ревнивец, ни мгновения не медля, вершит свой страшный  суд, без расследования, считая любое сомнение в своей правоте ничтожной слабостью. Лишить жизни не себя, а другого – страшное преступление. Позднее Достоевский, сам заядлый игрок,  выведет сомнительную формулу: «Тварь ли я дрожащая или право имею…».

В спектакле Владимира Гранова убийце нет оправданий. Мысль о смертельной каре стучится в глухое ревнивое сердце. Аристократически  бледное лицо Арбенина оттеняется мрачной  серой пеленой, тучи сгущаются, надвигается страшная гроза.  У интеллигентного артиста Ильи Данилевского, на днях вышедшего на сцену в роли спокойного  флегматичного Руслана, в «Маскараде» совсем иная роль. Теперь его герой - страшный тиран, уверенный в своей вседозволенности. Для него прощать - значит выказывать слабость, слабость – значит проигрывать, а проигрыш для Арбенина смерти подобен.

Рядом с таким пожатием «каменной десницы» остальные персонажи (кроме Нины, разумеется) выглядят почти шуточными. Баронесса Штраль (Екатерина Нарышкина) – светская дива, в угоду собственным интригам и желаниям, идет на подлог, на сделку с совестью (кстати, почему бы не поддеть гордеца Арбенина), а когда понимает, куда завела всех эта игра, ужасается, только ничего уже не исправить.

 В «Маскараде» есть еще один примечательный трагикомичный персонаж  Адам Шприх (Александр Лобанов) – не в меру угодливый, зависимый человечек. Удивительно, как в роль  «маленького человека» легко  вписывается высокий и статный артист Александр Лобанов!  Его невзрачный персонаж постоянно теребит туго набитый деньгами портфель, готовый в любой момент ссудить под проценты кругленькую сумму или получить по шее от экзальтированных игроков.

Фальшивое общество, дутые страсти, низменные чувства. Настоящей любви тут не выжить, потому гибнет чистая душой Нина Арбенина, оставляя всех участников наедине с их совестью.

 

«КАК МИША БАЛЬЗАМИНОВ ЗА СЧАСТЬЕМ ХОДИЛ»

Как Миша свое счастье нашел

В основе спектакля режиссера Дмитрия Бурханкина «Как Миша Бальзаминов за счастьем ходил» – трилогия Александра Николаевича Островского: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужие не приставай», «Женитьба Бальзаминова/За чем пойдешь, то и найдешь».

Действие разворачивается медленно, тягуче, но ни минуты не скучно. Пока  Михайло Бальзаминов (Александр Сердюков) просыпается и неторопливо (а куда ему торопиться?) потягивается, можно подробно рассмотреть главного героя, поизучать его натуру, лениво-расслабленную и, одновременно с этим, беспокойно-тревожную. На полатях умещается не только Миша, но и маменька Павла Петровна (Ксения Зыкова), и кухарка Матрёна (Татьяна Медвинская).

Художник-постановщик Борис Шлямин придумал интересное сооружение: посреди  сцены стоит  огромный сундук, а может, печь/лежанка, а не то… кукольный театр. Этот многопрофильный элемент сценографии, как в спектакле «Евгений Онегин», оформленном тем же художником, подобно волшебной шкатулке, не сразу раскрывает свои секреты.  Самое неожиданное  ждет зрителя ближе к финалу, когда Миша окажется в объятиях пышной вдовушки Белотеловой (Наталья Лукьянова), которая нежится в ванне с водой внутри все того же волшебного сундука.

В спектакле много увлекательных мизансцен, которые нужно рассматривать подробно и очень внимательно, чтобы не пропустить ни одной любопытной или пикантной детали.  Сундук с появлением деловой свахи Акулины Гавриловны (Алла Бузмакова) превращается  в кукольный театр.  Ловко манипулируя куклами, шустрая сваха обещает золотые горы, завораживая  Бальзаминовых пословицами да поговорками, как детей малых. А они и есть малые дети – наивная тетёха маменька с двумя тощими косицами да ее непутевый необразованный сыночек Михайло, простодушный Иванушка-дурачок. Оба только и умеют, что мечтать о богатстве да сны разгадывать, и все же проникаешься к ним обоим теплыми чувствами: куда им деваться, маленьким людям, так-то они – добрые, никому зла не делают и не желают: «Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный - на богатой…». И как не симпатизировать  миролюбивому,  кудрявому, балованному дитятке – простачку Мишеньке?  И не убогий он вовсе у Александра Сердюкова:  когда его Бальзаминов  разделся до пояса, чтобы умыться, вся женская аудитория затаила дыхание – хорош!

Хочется отметить прекрасную работу художника по костюмам (Оксана Богданович) . Сваха разодета важной птицей – уж больно хитра и уверена в себе: «Не будет нас, и род человеческий прекратится!». Изрядно выпив у Бальзаминовых («Никто души моей не знает и чувств моих не может разобрать»), сваха, попрощавшись, «пролетает» как-то инфернально по заднику сцены под громы и молнии. Кухарка Матрена торчащими в разные стороны косицами и фартуком напоминает озорную девчонку Пеппи Длинный чулок,  следить за этой ворчуньей – одно удовольствие. Две дамы – подружки Анфиса (Екатерина Нарышкина) и Анета (Марина Слепнёва) – светские львицы красуются в богатых платьях. Сестры Анфиса и Раиса одеты простенько, но вкусно. Очень смешно домашние снаряжают  Михайлу на улицу, где его поджидает опасность: две подушки щитами спереди и сзади, на голове и в руках – сковородки.

Бальзаминов живет во сне: день у него тянется как год, а ночь – целая жизнь. Маменька шаманит, гадая на судьбу Мишеньки, как тут не использовать якутский колорит:  бубны, огонь, лошадиное ржание – все идет в ход.

После всех мытарств и подготовкой побега чужих невест, Михайло, наконец, встречает свою суженую – богатую мягкотелую вдовушку с говорящей фамилией Белотелова. Томно вздыхая, Домна Белотелова (Наталья Лукьянова) вся в белом возлежит в воде в сундуке, точно Панночка Гоголя в гробу.

– Вы что делаете?

– Ничего…

– И я ничего, только скучно одной ничего не делать-то …вместе веселее…

Мечта сбывается, сон в руку, пусть бальзаминовское счастье выглядит нелепым, но ему удается, пусть неуклюже, но воспарить над бытом, над бедностью, над обидами и неудачами. И зрители покидают театр с улыбкой, в хорошем настроении, значит, снова вернутся в этот прекрасный храм искусства.

 

 

Фотографии Анатолия Шестакова и Иоанна Павлова, Анатолия Шестакова, Наталии Чемашкиной, Марии Васильевой