«Я -ГАМЛЕТ (зачёркнуто) ошибка» – студенческий этюдный спектакль, часть учебного процесса получился настолько профессионально-осознанным и взрослым, что взглянуть на новую версию «Гамлета» третьекурсников-кудряшей ломятся стройными рядами не только родные, друзья, коллеги и учащиеся театральных вузов Москвы, но и критики, и театральные знаменитости. как говорится, спешите видеть.
В Мастерской Олега Кудряшова режиссер и педагог Татьяна Тарасова сшила нового «Гамлета» из разных по цвету и фактуре лоскутов, каким-то неведомым образом превратив пестрые кусочки в единое полотно.
Помимо пьесы Шекспира в литературную основу спектакля вошли тексты Ингмара Бергмана, Яна Фабра и Екатерины Златорунской, а также самостоятельные размышления учащихся. В постановке – два разных Гамлета, две Офелии не потому, что надо было задействовать всех студентов курса, а потому, что у этих героев разные версии на проживаемые трагические обстоятельства. В этом «Гамлете» нет второстепенных персонажей, каждый герой (и исполнитель) усиливает смысловую нагрузку, заложенную Шекспиром, используя свой личный бэкграунд.
Неторопливые могильщики (Денис Лобанов и Эрнест Матроскин) играют пролог и эпилог, начиная и заканчивая спектакль. Им больше других смертных известно, что в финале. В тележке с землей – фотографии персонажей, похороненные в прахе любви и ненависти, надежд и иллюзий, героических планов и преступных злодеяний. Все – там.
Герои появляются на сцене по ходу действия. Розенкранц с Гильденстерном (Арсений Иванов и Степан Даниловых), бывшие приятели Гамлета, продавшиеся за «тридцать сребреников» (дипломат с деньгами), алчные и запуганные, при появлении Гамлета становятся похожими на двух нашкодивших щенков, и, как с паршивым сучьим отродьем, с ними расправляется непреклонный Принц датский.
Гамлет (Оливер Мара и Михаил Жаков) пытается разобраться: «Что случилось-то?!!». У него были папа и мама, дядя и любимая девушка, нормальная семья и друзья, а папин призрак заставляет Гамлета стать обвинителем и палачом. Убить человека, даже подлеца дядю Клавдия (Алексей Пожинский) – проще самому застрелиться, но раз уж так все прогнило в датском королевстве, то и черт с дядей, и с его жизнью, и со своей и с чужими жизнями тоже.
У Гамлета на спине деревянный походный сундучок, из которого сыплется песок, словно жизнь утекает… и не песок это, а папин прах. Не собрать уже папу обратно. «Помолись за меня», – просит Гамлет Офелию.
Офелию (Анастасия Веселкина и Мария Чванова) жалко больше всех, она не виновата, что в семье принца датского случилась трагедия, и все покатилось в ад. Девушка росла, окруженная любовью отца и брата, любила дерзкого своенравного юношу, который ее любил, и пыталась согреть, образумить его своей любовью, но маховик ненависти был раскручен, убийства своего отца Гамлетом не вынесла.
Офелия потеряла одним махом отца и любимого: «Это я виновата, что мой отец умер – не надо было целоваться с принцами…». Трагическая мизансцена, в которой Офелия тянет пустую люльку, объясняя неродившемуся младенцу, как хорошо, что Гамлет третий (в спектакле же их два) не появился на свет, ведь его родной папа уже убил его родного деда…заставляет сжиматься зрительские сердца.
Лаэрт (Алексей Черкасов) тоже теряет одновременно отца (Полоний – Алексей Рогов) и друга, теперь ставшего убийцей. По дороге в ад остановиться невозможно. Убийство притягивает ненависть и снова убийство.
Месть бессмысленна тем, что никого уже не вернуть и ничего не исправить. Несчастье родилось на свет вместе с Гамлетом: Гертруда (Анна Суховеева) возненавидела ребенка еще в утробе, потому что зачала сына от нелюбимого мужа. Мальчик вырос, не понимая, за что мама его так не любит.
Убив по ошибке Полония вместо Клавдия, Гамлет издевательски предлагает дяде разобраться: «Мы теперь оба убийцы, расскажи-ка мне о своих детских травмах, ты ведь – младший брат…». Клавдий (Алексей Пожинский) ёжится в ненависти и бессильной злобе. Предательская любовь матери Гамлета к дяде и их взаимная многолетняя страсть, вот уже празднующая победу и наступившую, наконец, райскую жизнь, обрывается смертельным поражением. Не даст Гамлет насладиться им с Гертрудой законным браком.
Предательство не переиграть, жизнь не пережить, никогда уже не будет, как прежде – ненужное зачеркнуть. Гамлет – ошибка? Чья? Быть или не быть – больше не повторится.
фотографии автора