Электротеатр «Станиславский»:
по театру теперь можно путешествовать
Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ – это больше, чем театр в общепринятом понимании. Это целая комплексная творческая территория, центром которой стал обновленный театр им. К. С. Станиславского. Новая концепция отразила вековую историю этого места: с 1915 года в здании был открыт популярный кинозал Электротеатр АРС, после революции — Оперно-драматическая студия Станиславского, которая позже превратилась в драматический театр. То есть настоящее название «ЭЛЕКТРОТЕАТР» как раз таки является историческим. Его вернули театру вместе с новым имиджем. Благодаря Наталье Крутилиной, координатору проектирования и строительства Электротеатра, специально для вас интересные подробности счастливого преображения и первых постановок.
3 марта 2015 года
- Наталья, долгое время Театр им. Станиславского терялся за вывесками дорогих ресторанов, как удалось его освободить?
- Действительно, до прихода Бориса Юхананова большую часть здания занимали рестораны. Творческой команде пришлось с ними серьезно повоевать, причем случалось и буквально (с их стороны были даже применены газовые баллончики), но в результате все замечательно разрешилось в пользу театра и культуры. Создан фонд поддержки театра, и многое стало возможным самым волшебным образом!
- В Драматическом, во всех смыслах этого слова, театре вновь сменилось художественное руководство, насколько болезненно это прошло для коллектива, были ли сокращения?
- В июле 2013 года пришла команда Бориса Юрьевича Юхананова (Б.Ю. Юхананов - режиссер, теоретик театра и педагог, ученик Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева - прим. ред.). Вся труппа театра полностью сохранена и в нее органично влились молодые актеры – ученики Юхананова.
Актеров вскоре отпустили в отпуск, а за летнее время сделали ремонт двух верхних этажей, открыли шесть репетиционных залов. Актерский буфет из подвальной зоны переехал на четвертый этаж, для актеров сделали бесплатные обеды-ужины, и воцарился рай. Когда актеры вернулись из отпусков, начались активные репетиции.
- Ни одного спектакля из прежнего репертуара больше идти не будет?
- Весь старый репертуар закрыли, но зато пригласили новых мастеров и преподавателей, организовали мастер-классы Театра Но (национальный японский театр), ввели еженедельно тайдзы (один из видов ушу). Все это было нужно для спектакля «Синяя птица», который аккумулирует в себе много разных практик...
- А можно узнать о таинственной «Синей птице» поподробнее?
- «Синяя птица» во всех смыслах – очень сложный спектакль. Это – трилогия. Первый спектакль называется «Синяя птица. Путешествие». В нем участвует вся труппа – больше семидесяти персонажей, триста пятьдесят костюмов.
В сказке Метерлинка, в которой Тильтиль и Митиль путешествуют за птицей счастья, маленького мальчика играет Владимир Коренев (советская кинозвезда), а девочку – Алевтина Константинова (его жена), так что спектакль в большой степени - про Коренева и Константинову. Когда приступили к работе над спектаклем, то в ткань сказки начали вплетать их воспоминания, таким образом, Владимир Коренев стал соавтором Метерлинка.
- Сайт театра сообщает, что Электротеатр – комплексная творческая территория, что под этим подразумевается?
- В Электротеатр пришли зарубежные режиссеры со своими постановками, плюс к этому заработал проект «Мир-4» - Мастерская индивидуальной режиссуры. Это значит, что сорок студентов Бориса Юрьевича будут выпускать дебюты на Малой сцене, пятнадцать из них – уже в этом году. И плюс еще – мы открыли Школу Зрителя и Слушателя – некий образовательный проект в рамках Электрозоны.
Элекрозона – это пространство продуктивного общения, которое будет включать в себя различные выставки, презентации книг, концерты в фойе, лекции.
- В фойе не так уж много места…
- Наше фойе легко преобразуется в трансформируемую площадку: все перегородки подвижны, пространство может моментально освобождаться для выставок, кинопоказов, конференций и прочего. Ближайшая выставка - История театра с момента входа в это здание Константина Сергеевича Станиславского до наших дней и прихода сюда Бориса Юрьевича Юхананова с командой.
- Помнится, гардероб находился на первом этаже, а подвала, будто, не было вовсе…
- Техническую зону подвала мы превратили в зрительскую, провели туда вентиляцию и опустили гардероб, образовав нижнее фойе. Гардероб увеличили, так как раньше в нем мест было меньше, чем зрителей. В историческом пространстве лестниц получилось еще одно вертикальное фойе, где можно проводить концерты.
Восстановили старинную лепнину, балясины, а ступени пришлось отлить заново, так как на них возлежали три культурных слоя гранита и мрамора, поскольку в советское время ремонтировали прямо поверх старого, ничего не удаляя.
- Как изменился зрительный зал?
- Зрительный зал архитекторы и дизайнеры обернули современной технологической «рубашкой» для крепления света, звука, декораций. Таким образом, каждую точку пола можно сегодня использовать как сцену, а вся технология открыта зрителю. Есть сложнейшая система видеопроекции: по залу разбросано девять проекторов, они могут разворачивать проекцию на все стены. Сами стены работают как экраны, и они же могут закрываться прямо с пульта черными шторами, превращая зал в черную коробку.
Зал легко может превращаться в пустыню, над зрителями может пролетать стая ворон!
- А с какими сложностями пришлось столкнуться?
Из-за того, что зал изначально строился как кинотеатр, у него не было ни трюмов снизу, ни подъемных механизмов сверху, поэтому сложно оказалось насытить его современной театральной технологией, тем не менее, все технические задачи, которые ставились художником в процессе создания спектакля «Синяя птица», были максимально решены. Для театрального зала также важно, что рассадка зрителей трансформируема: все можно переставить, переориентировать в любую сторону. Единственное, что не тронули в процессе обновления, – балкон, поскольку он – исторический и принадлежит предмету охраны... Вообще, многое в здании восстановлено и отреставрировано, по театру теперь можно путешествовать и изучать историю его векового существования.
- Правда, что Электротеатр планирует обзавестись новыми пространствами?
- В летнее время театр будет осваивать пространство во дворе, будут трехъярусные обходные галереи для уличных постановок, будет малая сцена для дебютов молодых режиссеров. Электротеатр мыслится как некий театральный комплекс с внутренним двором и полным циклом, где ничего не нужно будет заказывать на стороне. Есть свой замечательный пошивочный цех и, например, все триста пятьдесят сложных костюмов для спектакля «Синяя птица» пошиты в Электротеатре.
- Удивительно, что вся эта огромная работа была проведена в рекордно короткие сроки…
- Да, всего за год. Реконструкцию театра осуществило архитектурное бюро Wowhaus.
Остается пожелать театру и автору программы обновления - художественному руководителю Электротеатра Борису Юхананову – счастливого и долгого творческого пути.