В рамках фестиваля «Биеннале театрального искусства» прошел мастер-класс Валерия Фокина. Художественный руководитель и главный режиссер Александринского театра (Санкт-Петербург) представил необычный спектакль «Сегодня. 2016», в котором, одновременно с решением художественных задач, были задействованы уникальные технические возможности Новой сцены Александринки. Премьера «Сегодня. 2016» состоялась в 2016 году в рамках фестиваля «Десять спектаклей Валерия Фокина».
Спектакль выстроен так, что вывозить его за пределы Александринского театра не представляется возможным, но, благодаря организаторам фестиваля, в Москву приехала творческая группа с иллюстрированным рассказом о том, как рождался замысел, как создавался и как проходит спектакль "Сегодня. 2016". Мастер-класс Александринского театра прошел в Электротеатре «Станиславский», также известном своими театральными экспериментами.
Фантастическая повесть Кирилла Фокина "Огонь" вдохновила главного режиссера именно потому, что хотелось сделать что-то необычное: Валерий Фокин решил задействовать всю техническую мощь открытой три года назад Новой сцены, которой тогда не было равных не только в России, но и в европейских театрах. Вместе со сценографом Николаем Рощиным и автором повести долго и тщательно работали над сюжетом, переделывая текст в пьесу, изменяя некоторые сюжетные линии, добавляя новые детали.
Материал требовал технических экспериментов, и ко всеобщему удовольствию, эксперименты были поставлены. Декорации для спектакля настолько сложны, что монтируются три дня, и на сегодня это - уже рекорд, потому что вначале на подготовку к каждому спектаклю уходило семь дней. Внутри обустроенного пространства помещается только 74 зрителя. Их накрывают решетками, чтобы в темноте никто случайно не вышел из зала и не наткнулся на опасные препятствия. По ходу действия, очень много всего происходит, в том числе, нарочитая дезориентация во времени и пространстве, которая важна для восприятия этой необычной истории. Зрительские кресла тоже не статичны, они реагируют на происходящее, так что зрители максимально приближаются к психофизическому состоянию героя.
Декорации в этом спектакле обозначают не место действия, а состояние, подчеркнул Валерий Фокин: «Надо стараться всегда приводить зрителей в неудобное и острое состояние, и, если хотя бы часть выйдет из зала после спектакля, задумавшись, это – самое важное, ради чего все это, а не для того, чтобы зритель выходил и радовался, что хорошо отдохнул…».
В спектакле созданы довольно непривычные условия для актеров. Больше всех досталось главному герою в исполнении Петра Семака: почти весь спектакль он проводит в тесном стеклянном параллелепипеде, зажатый, по выражению Валерия Фокина в «партитуру формы». Со звуковой партитурой и звуковыми исследованиями, которыми занимаются в Александринском театре, участников мастер-класса познакомил композитор Антон Яхонтов. В спектакле были использованы незнакомые звуки, вызывающие активность мозга и помогающие усилить эмоциональные впечатления. На экране были продемонстрированы некоторые фрагменты постановки. Авторы спектакли представили свой спектакль, как «исследование переустройства мироустройства». И, надо признать, в зале не осталось ни одного незаинтересованного зрителя. Все срочно решили ехать в Санкт-Петербург - посмотреть эту уникальную постановку.
P.S. Встреча проходила в рамках фестиваля «Биеннале театрального искусства» и была посвящена 50-летию творческой деятельности Валерия Фокина.
фотографии Александры Авдеевой