Спектакль «Записки юного врача» поставил в своей «Мастерской» режиссер Григорий Козлов.  Над инсценировкой ранних рассказов Михаила Булгакова артист Максим Блинов долгое время трудился сам, мечтая сыграть доктора Булгакова. Артист, сам из семьи  врачей,  так убедителен  в роли неопытного новобранца, вчерашнего студента-медика, на глазах становящимся отменным профессионалом, что между ним и молодым доктором из «записок»  и скальпель не просунешь. Максим Блинов представляет булгаковских героев, близко к сердцу принимает судьбу каждого, будь то сам автор, от лица которого ведется повествование, или его «медицинская рать» или пациенты. Моноспектакль Блинова - многоголосье колоритных разнохарактерных персонажей, которые оживают на глазах у зрителей.

С первых минут новоиспеченный доктор вызывает искреннее сочувствие (вот попал человек в переделку): мало того, что вокруг "тьма египетская" и глухомань,  так еще случаи, один страшнее другого, сыплются на голову. Как часто вчерашний студент медицинского факультета корит себя за выбор профессии, за опрометчивое согласие на руководство  захолустной больницей, знает лишь он один. Хорошо еще, что предшественник – опытный профессор обеспечил больницу прекрасным инструментарием и лекарствами, но это богатство герою "Записок" пришлось осваивать в порядке скорой помощи.  Одно дело – наблюдать с университетской галерки как оперирует профессор, другое – сражаться с неизвестными заболеваниями невиданными инструментами на свой страх и риск и побеждать. Почти всякий раз побеждать с помощью интуиции, совести и горячего  желания спасти, вырвать из лап смерти (когда даже родные с нею смирились). 

«Я похож на Лжедмитрия», - пугается перед первой же операцией скорого разоблачения неопытный врач, сознавая ограниченность своих теоретических знаний, но забывает об этом, кинувшись в бой за спасение человека. И вот уже  уважительно прислуживает на подхвате старая медицинская, видавшая виды гвардия, встретившая "студентика" легкой иронией. Количество больных в приемном отделении в разы увеличивается и окончательно лишает отважного земского доктора покоя, вынуждая его совершать круглосуточно подвиги. Подвижничество во имя Жизни не может быть без крайне важных человеческих качеств - совести, ответственности и человеколюбия.

С гордостью подводит доктор внушительный итог своему годовому, практически, бескорыстному (разве что, полотенце с вышитым петухом) служению: 15613 принятых больных , 200 - стационарных пациентов, и только 6 умерших. Такая статистика и присниться не может огромным больницам с многочисленными филиалами и сотнями сотрудников,  мелкодробно разделяющих между собой ответственность.

Публика живо реагирует на описание болезней и несчастных случаев, волнуется за исход, и чувствительная зрительская реакция определенно указывает на то, как людям не хватает таких врачей, и такого Искусства. Помимо прекрасной литературной основы, ювелирной  режиссуры, отличной актерской работы, дополнительное очарование и глубину спектаклю придает сценография Николая Слободяника. Комната, отведенная добравшемуся до места назначения продрогшему насквозь под осенним нескончаемым дождем юному доктору, в нужный момент мгновенно преобразуется в операционную с ее мертвенно белым светом. Письменный стол на глазах превращается в хирургический и даже…  в большое корыто, в котором через месяц героического труда, наслаждаясь теплой водой, блаженствует смертельно уставший доктор («я ведь тоже человек»).  Белые халаты (со своим медперсоналом герой знакомится, пожимая рукава) поддерживают в трудные минуты своего, вырастая на своих вешалках до потолка, словно белая армия спасения. Необычайно интересно наблюдать и радоваться тому, как писательский замысел оживает на сцене, благодаря сотворчеству режиссера, артиста и художника.

 

 театр Мастерская Григория Козлова, спектакль Записки юного врача, отзывы рецензии, артист Максим Блинов,  художник Николай Слободяник

материал будет опубликован в журнале "Театральный мир"