Евгению Миронову - полвека? Не верится!
Он - абсолютно молод и ничуть не изменился за последние двадцать лет. Прекрасный артист и доброжелательный человек, руководитель Театра Наций и Президент Фестиваля театров малых городов. Его любят в Москве и в провинции, и он стоит этой любви!
Это небольшое интервью народный артист России Евгений Миронов дал в бытность моей работы в Центральном Доме Актера (еще в золотые времена Маргариты Александровны Эскиной, которую Женя Миронов очень любил). Тогда мы с Григорием Заславским придумали Театральную энциклопедию и собирали материал, в том числе, по персонам - самым видным актерам нашей современности. Материал так и не был опубликован. Некоторые свои интервью я обязательно выложу на сайт. Евгений Миронов - первый!
-Евгений, было ли в вашей жизни какое-то событие, повлиявшее на выбор актерской профессии?
- У меня никогда не было никакой другой мысли, кроме как стать актером. Так получилось, что мои родители участвовали в самодеятельности, их рассказы видимо на меня так повлияли, что эта сказочная профессия мне представлялась единственно возможной для меня. Мы с сестрой делали домашние спектакли, родители это очень поощряли.
И, о ужас, если б я не поступил в Саратовское театральное училище сразу, я даже не представляю как я бы к этому отнесся. Но, поскольку я поступал легко и в Саратове, и потом в Москве, все сложилось удачно.
- Самый главный урок, данный вам учителем. Кого вы считаете своим Учителем?
- Первый мой Учитель - Валентина Александровна Ермакова, мастер на курсе в Саратове, она была великой актрисой. Она сразу научила меня относиться к профессии как главному в жизни. Она так и жила. То есть, больше ничего, кроме театра не может быть, и тогда ты добьешься каких-то результатов. Конечно, после этого был Олег Павлович Табаков, который учил нас совсем молодых не словами, а своими поступками, и мы понимали, что такое настоящие таланты в музыке, в литературе, прививал нам хороший вкус. Он очень хотел, к примеру, чтобы был поставлен памятник Вампилову, добивался, мучился, в итоге дал свои деньги, и памятник теперь стоит между Иркутском и Ангарском. И просто, глядя на Олега Павловича, мы понимали, что такое порядочность, ведь в школе этому не учат…
Мне посчастливилось соприкоснуться с прекрасными учителями. Авангард Николаевич Леонтьев, мой педагог, я ему очень благодарен, познакомил меня с Рихтером. Это - сильнейший отпечаток в моей душе. Когда я снимался в «Августе 44-го», я познакомился с писателем Владимиром Богомоловым. Такие впечатления – на всю жизнь. Судьба свела меня с Александром Солженицыным, ну, что может быть еще круче? Еще я восхищаюсь Фазилем Искандером, его человеческой сильной мощью, он такой настоящий.
- Самое легкое и самое сложное в вашей актерской профессии…
- Самое легкое и самое сложное в профессии сыграть роль. Сыграть легко, на каких-то своих штампах, и как-то ленивый организм мне говорит: - «Да не надо ничего искать». Как когда-то старики искали характер... А можно просто взять и сыграть, ничего из себя не вынимая. Самое сложное – найти характер, вынуть, раскопать…
- Самое яркое театральное событие, роль, спектакль, которые вы не можете забыть…
- Все спектакли Эймунтаса Някрошюса произвели на меня сильнейшее впечатление, особенно, «Отелло». Джорджо Стрелер, который привозил сюда «Остров рабов», потом своего «Арлекина». Петер Штайн «Три сестры». Питер Брук «Вишневый сад», «Три сестры» Олега Ефремова, «Трехгрошовая опера» Роберта Уилсона. И, чтобы закончить этот список: Алвис Херманис «Рассказы Шукшина» - это я не к тому, чтоб был резонанс, а про свои собственные ощущения, просто мне очень нравится этот спектакль...
Интервью 2008 года