Руслан Маликов: «Искусство не может быть аполитично априори и не может политика быть целью искусства»

Руслан Маликов – один из самых востребованных сегодня российских театральных режиссеров. Он работал с такими актерами как Инга Оболдина, Ингеборга Дапкунайте, Андрей Смоляков, Андрей Родионов, Иван Макаревич, Агния Кузнецова. Был  постановщиком спектаклей, читок и театральных перформансов в Театре.док, театре «Практика», Политеатре, Театре Наций. Он один из активных участников фестивалей «Любимовка», «Майские чтения». Сейчас Руслан ставит  очередной спектакль в МХАТе им Горького. С новым руководителем театра - Эдуардом Бояковым Руслан Маликов сотрудничает  давно. Журналист   Юлия Сергеева, встретилась и поговорила с Русланом о новой пьесе, над которой он работает и о том, каковы главные задачи современного театра.

Руслан, хотелось бы сначала поговорить о профессии режиссера, чтобы вы больше раскрылись нашему читателю.. А потом уже, непосредственно, о работе над новым спектаклем.  В свое время вы окончили Тульский механический техникум им. С.И. Мосина. Как  Вас «занесло» в режиссуру?

 Логично занесло, потому что всегда больше других увлечений затягивала сцена – что в детском саду, что в школе, ну, и  последние годы технического  Вуза я проводил время в актовом зале, занимаясь постановкой торжественных речей и пр. Если что-то по-настоящему любишь, - не потому, что родители попросили или деньги надо зарабатывать, а по внутреннему стремлению, когда понимаешь, что это – органичная и неотъемлемая часть твоей жизни , - ты обязательно будешь заниматься этим.

Вы считаетесь сейчас одним  из самых востребованных российских режиссеров. Как стать востребованным режиссером? Поделитесь, если не сложно, секретом?

Нет никаких специальных  советов и рекомендаций.  Это касается, кажется, не только режиссуры, но и любой сферы человеческой  деятельности. Когда тебе самому интересно твое дело, когда ты реально что-то ищешь, а не делаешь вид  (ищешь новый язык, например,  ищешь способы решения материала). Когда постоянно интересуешься  новинками, тем, что происходит в твоей сфере, кто-что придумывает, кто-куда продвинулся… Если ты вот этим занимаешься  честно, то ты не можешь быть не востребованным.

Я почитала, Ваш стиль в режиссуре критики определяют как «минимализм». Здесь вы следуете за традицией британского театра, где режиссер только показывает текст, не внося своей интерпретации? Или... что это значит?

Я тоже не совсем понимаю, что это значит. Потому что, честно говоря, это не мой стиль, а это тенденция мирового искусства вообще. И музыка сейчас  появилась минималистическая, если Вы заметили. И в режиссуре, в  современных спектаклях тоже все двигается к какой-то оптимальности.  Так что, это не  только мой какой-то особенный стиль.

Сейчас во МХАте Горького  Вы работаете над новой постановкой по пьесе белорусского режиссера «Последний герой».  Название не случайно отсылает к популярному в 2000-х телевизионному шоу?

 Некоторые даже не знают и не вспомнят этого тв-шоу. Для меня  «Последний герой» ассоциируется с песней Цоя, например или последним из Могикан.. Что такое «последний герой? Это уходящая натура,  прежде всего, уходящие качества, некие  принципы. Это ТВ-шоу взяло название уже трендовое, если уж на то пошло.

Кто главный герой этой пьесы и его антагонист?

Главный герой, старик,  ищет своего антагониста. Там есть, конечно,  назначенные антагонисты: им самим, современностью и пр. Но, в течение времени, он приходит к выводу, что, в первую очередь, разобраться надо с собой. И уже тогда получится что-то наладить. Вообще, эта история, вроде, простая, но в то же время, и сложная. Как наша жизнь.

К какому жанру можно отнести Пьесу  Ивана Крепостного?

Это драма. Она и семейная, с одной стороны, она и социальная, с другой, и патриотическая, с третьей, и психологическая, с четвертой. Есть там еще оттенок трагифарса, но это слово сегодня уже немного заезжено и девальвировано, поэтому давайте остановимся на четком - драма.

Эта вещь о взаимоотношении разных поколений?

И о конфликте поколений, в том числе. Никуда от этого не денешься, потому что в пьесе встречаются три поколения: старики, взрослые люди и молодежь… И это три отдельные группировки и тусовки  пересекаются в конфликтных ситуациях, которые подбрасывает им жизнь… Конечно, тема поколений присутствует, ну это весьма абстрактно . Потому что все они, эти группировки, по-своему, современны.  Современные «восьмидесятилетние», «сороколетние» и «двадцатилетние».

Многие режиссеры сознательно избегают в своих постановках  каких-то аллюзий, перекличек   с  современной политической ситуацией в стране.. Как у вас с этим? Считаете ли вы, что искусство должно стоять особняком от политики  и никак не влиять на ситуацию в стране?

Искусство не может быть аполитично, но и политика не должна быть целью искусства. Если искусство исследует жизнь, формулирует какую-то проблематику, если это искусство живое и актуально, то оно не может не затрагивать политику, потому  что политика -  яркая часть современной жизни.  Как я, принципиально, не буду касаться политики, если она реально влияет на мою жизнь?!

Но, в то же время,  искусство  не может и  обслуживать политику.

А  в пьесе «Последний герой»  -  есть аллюзии к современной политической жизни в России?

Конечно, есть. И много. Есть, например,  чиновник, который себя определенным и узнаваемым  образом ведет, есть оценки и взгляды на власть,  на спекуляции, что происходят  сейчас на патриотической   теме. Если вам интересно, вывожу ли я какие-то реальные прототипы на сцену, типа Ходорковского или Немцова, то нет. Если это потребуется ради какой-то конкретной мысли, драматургии,  то, возможно,   и сделаю. Но не ради того, чтобы смаковать политику. Я не понимаю, когда подминают искусство  под прагматические  цели.

Одно время Вы были постановщиком спектаклей, читок и театральных перформансов в Театре.док, театре «Практика», Политеатре, Театре Наций. Одним из активных участников фестивалей «Любимовка», «Майские чтения». Сейчас шум вокруг документального театра поутих. Никого уже не удивляет слово «вербатим», многие ушли из «Театра.doc» в кино, на телевидение. Как вы думаете, есть ли у документального театра еще какие-то перспективы?

 

Мировое искусство все завоевано документальным театром. В каждом уважающем себя современном театре уже  давно есть направление документального театра. Ресурс  документального театра не то, чтобы исчерпан, он далеко не весь выработан! И в каком-то смысле весь театр он документальный, между прочим.

Ну и последний вопрос: как Вам работается с новым руководством МХАТа, да и вообще в этих стенах?

 Я старое руководство не знал, а с новым сотрудничаю давно, по многим проектам. В этом пространстве работается интересно, странно, порой необычно, есть свои сложности и свои неожиданные открытия. В общем, все и не радужно, но  и не скорбно. Все напряженно, интересно и разнообразно.  

 

Юлия Оленева