В «Сатириконе» долгими родами появилось на свет новое дитя. «Плутни Скапена» -  легкий по восприятию спектакль с трудной закулисной судьбой. С третьей попытки (из-за пандемии) вышла премьера, приуроченная к 350-летию пьесы великого Мольера.

Криминальная комедия, по словам художественного руководителя театра, готовилась на радость зрителям. И не только зрители, но и артисты (это заметно), тоже получают удовольствие от процесса, привнося каждый свою лепту в этот отвязный разбитной хулиганский спектакль. Изобретательность Константина Райкина не ограничивается несколькими десятками гэгов. Тут вам и смешение «французского с нижегородским», местечковым колоритом, тюремным шансоном, рэпом, фокусами и ассоциативными шутками о современном правосудии. Стильная черно-белая  постановка из жизни итальянских мафиози тридцатых годов (художники Мария Данилова и Борис Валуев) придется публике «Сатирикона» по вкусу.  Неважно, в костюмах какой эпохи выходят на сцену 2020 года персонажи пьесы, написанной в Париже в 1670-м году. Сам Мольер грешил  (а кто не грешен?) заимствованием и цитатами, гениально транспонируя и сочиняя свежее произведение. 

Два часа хулиганства, которое генерирует неутомимый Скапен (Артем Осипов), молниеносно закручивающий интригу и выкручивающийся из самых тупиковых ситуаций. Для ловкача, «давно поссорившегося с правосудием, всегда отыщется неожиданный выход, только успевай следовать за его фантазией.

Начало спектакля слегка напоминает пинг-понг в исполнении китайских чемпионов: как невидимые шарики отлетают от действующих лиц слова, тут же рассыпающиеся в буквенном фейерверке, порой не знаешь, улавливать ли смысл сказанного или просто следить за ловкостью рук. Иногда хочется крикнуть: «Стоп, хватит, горшочек, не вари….», дайте насладиться остротой ситуации, но паровоз летит без тормозов, управляемый барабанными палочками, которые в руках «дирижера» и ударника Скапена оборачиваются, то ложками, то шампурами…

Отдельные сцены - вполне готовые концертные номера, с которыми можно поучаствовать в любом празднике. Но есть один персонаж, каждый выход которого – уже сам по себе праздник.

Жеронт Дениса Суханова в постановке Константина Райкина превратился уморительного Жеронта Соломоновича – сквалыгу и любящего папашу одновременно. Что только он не переживает, расставаясь с деньгами, вынося побои в мешке, обнаруживая, что его провели самым наглым образом.  В зале – нескончаемый хохот при каждом появлении артиста.

Также хочется упомянуть шикарный номер в стиле забойного рэпа, которому обучает слугу (Александр Гунькин) вдохновленный Скапен. Буквально на глазах тихоня и увалень Сильвестр  превращается в матерого рэппера, посылающего всё и всех НА…

На мой взгляд, песен в стиле тюремного и одесского шансона в спектакле многовато, но зрители были в восторге.

Финал придуман и сыгран совершенно в духе «Сатирикона»: идет погоня за обманщиком и пройдохой Скапеном, напоследок разыгравшим собственный трагический уход из жизни. «Обманутые граждане» бегут за ним, пытаясь расставить все точки над и, но финал остается открытым, что прекрасно.

В скорости же передвижений сатириконовцев пока никто не обошел…

Фотографии Александра Иванишина с официального сайта театра