Книга воспоминаний о Владимире Этуше, народном артисте Советского Союза, а также - воине, педагоге, ректоре Щукинского училища, директоре ЦДА им. Яблочкиной написана и собрана почти сразу после его ухода. Три года не дожил Владимир Абрамович до векового юбилея.
Этуш был уникальной и непростой во всех смыслах личностью, прекрасно знакомой и любимой миллионами зрителей. Коллеги и ученики, хоть и побаивались его строгого вида, безмерно уважали его за талант и работоспособность, за смелость и принципиальность, за честность и верность вахтанговским традициям, обожали его смех и шутки. Многим людям, особенно кинолюбителям, запомнились его комедийные персонажи, но поклонники театрального искусства были свидетелями глубины его трагические ролей. Каким сочувствием проникалась любая публика к его героям, и с какой незабываемой иронией Владимир Абрамович относился к своим комическим персонажам, вызывая в зрительном зале счастливую улыбку.
Книга начинается с пролога – Елена Этуш вспоминает о своем знакомстве с Владимиром Абрамовичем и их прекрасную совместную жизнь, о которой коротко не расскажешь, может, когда-нибудь Лена соберется и напишет подробные воспоминания, а пока предисловие к книге стало еще одним прощанием с любимым мужем: «Я постоянно мечтаю: вот если бы можно было, чтобы его отпускали ОТТУДА ко мне хотя бы на пять минут в день. Да хоть на одну минуточку! Чтобы я могла обнять и поцеловать его. Хоть бы словечко чтобы ему сказать! Не было бы счастливее меня человека на свете!».
Невероятно трогательно и интересно прочитать о Владимире Абрамовиче воспоминания родных и близких людей, коллег, учеников. Здесь приводятся всего лишь отдельные выдержки, все остальное можно и нужно прочитать в книге Ольги Белан «Наш Этуш».
Римас Туминас, художественный руководитель театра имени Вахтангова:
– Этуш мог постоять и защитить себя, других и, конечно, театр от хамства, невежества, от всех для человечества слабых инстинктов. Он всегда выходил со сцены Победителем. Воин – Победитель, он был Победителем в искусстве и в жизни…
Кирилл Крок, директор театра им. Вахтангова:
– Владимир Абрамович был невероятно дисциплинированным актером и мог устроить разгон молодым актерам, если они приходили на репетицию, не выучив текста. Что касалось профессии, Этуш был совершенно нетерпим к прохладному к ней отношению, он и студентов гонял за невыученные уроки, когда был ректором Щукинского училища.
Но в процессе репетиции он сам становился учеником…
Мирей Матье, великая французская певица:
– Господин Этуш – это особый человек. Для меня он – священный идол театра и кино. Он не только великий артист, а патриот-воин, прошедший войну. Он участвовал в освобождении мира от нацизма. И за это ему величайшее почтение и низкий поклон…
Александр Калягин, народный артист России, Председатель Союза театральных деятелей России:
– Он был истинным вахтанговцем, каждая его работа поражала своей яркостью, легкостью, я бы сказал, особой актерской лихостью. Он был острым артистом. Когда появлялся на сцене Этуш, в зрительном зале поднималась температура. Все, что он делал, было удивительно заразительно, он заряжал своей энергией, был неподражаемым в каждой секунде отведенного ему сценического времени. Меня удивляло, что свой темперамент он сохранил до конца своей жизни. И до конца жизни хотел играть, ждал новых ролей...
Владимир Иванов, режиссер театра имени Вахтангова, заслуженный артист России:
– Студенты трепетали при его появлении в коридорах. Какие воспитательные разносы он мог устроить, собрав всё училище в большом зале! И какие чудесные слова находил 23 октября, в день рождения Училища. А его напутствия при вручении дипломов! Его любимое: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого» - стало крылатым выражением и живёт по сей день…
Владимир Абрамович всю жизнь был перфекционистом, и уж если брался за что-то, то должен был сделать это исключительно первоклассно!
Евгений Князев, народный артист России, ректор театрального института имени Б.Щукина:
– Сохранить дух вахтанговского театра, авторитет вахтанговской школы – для Этуша это было главным. Он был абсолютно вовлечен в процесс жизни школы, бывал на всех кафедрах, показах, экзаменах, все знал и на все имел свою точку зрения. С некоторых пор он посещал даже капустники, считал, что и эти веселые студенческие посиделки должны быть безупречны с точки зрения актерской школы и, главное, достойны звания актера вахтанговской школы…
Мария Аронова, народная артистка России:
Признаюсь честно: страшнее, ужаснее, жестче человека я в своей жизни не встречала.
И вот другое признание: наивнее, нежнее, деликатнее человека я в своей жизни не встречала…
Между этими признаниями – много лет. Целая жизнь от студентки театрального института имени Щукина до артистки театра Вахтангова.
Я оценила Этуша как партнера, великого актера, человека огромного сердца и прекрасной души. Да, он был строг. Но только до той поры, пока не открывалась маленькая дверь в его сердце, куда он пускал, конечно, далеко не всех. Но если впускал, то ты становился для него близким и дорогим человеком, которому он бесконечно доверял.
Он – народный артист СССР, ректор уважаемого театрального вуза, кумир миллионов. Настоящая звезда! Достигал на сцене немыслимых высот – и тянул туда, в высоту, меня и всех других, и партнеров, и зрителей.
Про зрителей надо сказать отдельно. Стоило Владимиру Абрамовичу только появиться на сцене, выйти из-за кулис, зал начал аплодировать…
Павел Любимцев, актер, педагог, заведующий кафедрой актерского мастерства театрального института имени Щукина:
В лучших ролях Этуша соседствуют взрывной темперамент и… наивность; в таком парадоксальном сочетании, на мой взгляд, путь к его высоким достижениям.
Ещё одна особенность Этуша-актёра, в которой он признавался не раз: почти каждая роль и в театре, и в кино давалась ему непросто. Владимир Абрамович говорил: «Каждая новая работа – это мой экзамен, который я сдаю далеко не сразу».
Этуш возглавил училище в непростое время. И своим авторитетом сумел консолидировать школу и вернуть в нее мир и рабочую обстановку. Конечно, не все было просто, некоторым педагогам пришлось уйти. Но Этуш умело выстроил политику взаимоотношений между педагогами разных поколений.
Он ввел в практику института чередование худруков набираемых курсов: в один год набирает многоопытный профессор, а в другой – преподаватель, ранее курсов не набиравший. Таким образом начали свой блестящий путь худруков Авшаров, Иванов, Шлыков, Князев, Поглазов, Овчинников…
Ольга Тумайкина, заслуженная артистка России
– Я отношусь к тому счастливому поколению детей, которые выросли на фильмах с участием Этуша. Сначала это были «Приключения Буратино, «Старая, старая сказка», «Ослиная шкура». Ну, и, конечно, знаменитые комедии Гайдая, за которые его полюбила вся страна…
Этуш руководил большим производством, каким является театральное училище имени Щукина, бывал на занятиях, обязательно – на показах и студенческих спектаклях. Он был строг. Но с такой же строгостью он относился и к самому себе. Во всем и всегда. И поэтому ему доверяли, его беспрекословно слушались. Студенты его любили. Еще и потому, что в нем всегда ощущали заботу, отцовскую ненавязчивую опеку, он был щитом для нас, студентов. А для меня остался таким на всю жизнь.
Владимир Абрамович для меня – эталон Актера. Он – глыба, человечище, ректор, профессор, народный и знаменитый. Но когда он оказывается на сцене, для него режиссер – генерал, а он всего лишь снайпер в режиссерской игре. Мы начали репетировать «Дядюшкин сон», и я еще раз поразилась его высочайшему профессионализму, концентрации на сцене, умению раствориться в том, что он делает. У него было особенное свойство – он всегда смотрел в глаза партнеру. Это далеко не всем актерам свойственно. Это качество честных профессионалов, которые все знают про себя, которым есть что нести зрителям…
Людмила Чурсина, народная артистка России:
– Мы всем курсом и влюбились в него. Во всяком случае, девчонки его обожали. Поклонялись и не дышали. Ловили каждое слово. Надо еще понимать, что Этуш был невероятно красивый мужчина, великолепно со вкусом одетый, всегда в начищенных до блеска ботинках, запах его парфюма летел за ним по коридору училища, а мы только тихо вздыхали и гордились таким педагогом. Он, конечно, видел наше обожание, наши влюбленности. Относился к этому с тихой теплой иронией, очень ровно, всегда обращался со всеми студентами на «вы» и всегда уступал место женщине, будь это педагог, студентка или уборщица, если с ней сталкивался в узких коридорах училища или дверях. Он делал такой изящный жест рукой – прошу! Руки у него были тоже необыкновенно красивыми…
Александр Олешко, заслуженный артист России:
– Так постепенно я узнавал Владимира Абрамовича не только как актёра, но и как человека удивительно цельного, достойного, делового, талантливого. Он раскрывался мне как интереснейшая, редкая книга. Мы студенты его побаивались, но ровно до той минуты, когда он приходил в аудиторию и начинал заниматься, репетировать, готовить театральные отрывки. Всегда с иголочки одет, в великолепно подобранным костюме и накрахмаленной рубашке, изысканном галстуке, начищенной обуви. Мы восхищались им, а многие девочки полагаю были в него влюблены. Обаяние его личности было огромным!
А уж про популярность и говорить нечего Мы однажды с ним ехали на концерт, машина встала перед шлагбаумом, и милиционер отказывался нас пропустить. А мы опаздывали! Владимир Абрамович только слегка приоткрыл окно с той стороны, где сидел, и не успел сказать ни одного слова, как милиционер отдал честь и поднял шлагбаум. Я лично быль этому свидетель!
Юлия Рутберг, народная артистка России:
– Владимир Абрамович никакой звездности не признавал, наоборот, ругал нещадно за проявление любого зазнайства.
Сам хотя и был до мозга костей Актером, виртуозно развлекающим публику, он всегда все делал по правде. Он был удивительно бесстрашным человеком, он никогда ничего и никого не боялся. Мне кажется, как человек, прошедший войну, он знал что-то такое о жизни важное, что позволяло быть таким. Мне рассказывали, что когда в театре случались обличительные партийные собрания, когда кого-то наказывали, критиковали за антипартийность и всякое такое, он мог проголосовать один против всех. Потому что считал себя правым, и никакие авторитеты эту его уверенность поколебать не могли. Рассказывали о другой истории. Когда была попытка рейдеровского захвата здания Дома Актера на Арбате, он, тогда директор Дома, вышел один к вооруженной толпе и потребовал, чтобы бойцы-охранники сняли свои маски и убирались отсюда. И они сняли, и ушли, посрамленные настоящим солдатом и человеком. В этом весь Владимир Абрамович!
Меня поражало, как он всегда элегантно и с достоинством выглядел, как общался с публикой. Никакого высокомерия, никакой звездности, люди в любой точке страны были ему близки и понятны, он со всеми находил общий язык. А народ обожал его! Ему достаточно было просто появиться – и люди начинали аплодировать, а уж если улыбнется, скажет пару слов - публика просто таяла от его обаяния, шарма, юмора! Последние годы публика приходила в театр посмотреть не только на Этуша-актера, а на Явление, выдающееся культурное Явление 20-21 веков…
Ольга Белан:
– Эта книга готовилась долго - у Владимира Абрамовича Этуша много близких друзей, а так же его учеников и почитателей, и все хотели сказать о нем несколько слов. Эти воспоминания собирались по крупицам, по эпизодам, по капелькам, чтобы новые зрители его фильмов и спектаклей знали, каким был Великий актер, Воин и Человек.
Он прожил длинную, прекрасную, счастливую жизнь. Несмотря на все тяготы, ужасную войну, в которой выжил, ранение, потери близких, несмотря на несыгранные роли, по которым горевал. Он шел по жизни с невероятным достоинством, выше всего ценил честь, был настоящим патриотом Отечества, своего города и родного театра имени Вахтангова, в котором прослужил 74 года...
фотографии Андрея Маленкова