Судьба крестьянки Марии Крюковой (Ирина Вилкова), зарубившей свекра топором, предрешена. Крюкова сама просит и ждёт казни. Казалось бы, все ясно, но пьеса Ольги Михайловой почти до самого финала поддерживает сомнения адвоката Яншина (Евгений Буслаков), пытающегося оправдать подсудимую. Адвокат (и зрители на его стороне) уверены, что дело тут нечисто: слишком хрупка и спокойна эта женщина, разве так выглядит убийца мощного деревенского мужика?
Постановка режиссера Владимира Мирзоева неоднозначна, как и сама пьеса «История одного преступления, или Три смерти». Из названия спектакля следует, что главное внимание следует обратить на переписку писателя Льва Толстого (Захар Хунгуреев) с премьер-министром Петром Столыпиным (Арман Хачатрян). И действительно, разговор знаменитостей занимает много времени, но почему-то он настолько скучен, бесцветен, невнятен, что с нетерпением ожидаешь выхода на сцену других героев - Марии, адвоката и Федосьи (Ольга Лапшина).
Последняя, твердо стоящая на земле, практичная, много повидавшая на своем веку прислуга Федосья, иронично посматривает на дискутирующих Толстого и Столыпина, и знай себе, угощает сушками да подливает в стаканы, а уж как запоет, так сразу и перебивает всю монотонность схоластических споров.
Влюбленный в свою подзащитную адвокат, пытаясь спасти невинную жертву – «глупую бабу», зачем-то на себя наговаривающую, в надежде обращается к сильным мира сего, пишет им отчаянные письма. Исторические заступники, увлекаясь теоретическими рассуждениями о «народе», о Земельной реформе, о зависимости простых людей от государственных чиновников, просителю отвечают они не сразу. Они вообще ведут себя своеобразно, особенно, граф Толстой, то и дело демонстрирующий гибкость и ловкость, завязываясь, чуть не в узел (зачем?).
Колоритный Столыпин (не очень внятно обмотаны ноги), как и подобает государственным деятелям, решающим судьбы страны, умно и энергично спорит с Толстым, забывая о поводе для разговора.
Естественно, подсудимой знаменитости не помогли, ее судьба оказалась трагической, в чем она изначально не сомневалась, имея на то все основания.
У крестьянки Крюковой с первого дня замужества не стало ни веры, ни покоя, что уж говорить о каких-то невнятных идеалах, которыми морочит голову молодой адвокат. Несчастная женщина полжизни терпела ради спокойствия семьи, и оставалась покорной бы до конца жизни, если б не страх за сыночка, родную кровинушку. Мать, доведенная до отчаяния, способна на все, даже на убийство. И в своей правоте она абсолютно уверена, оттого в ней столько женского и человеческого достоинства, такая стать, несмотря на прикованную к руке деревянную колоду.
Ее равнодушие к себе цепляет и манит, завораживая не только адвоката, но и зрителей. Актриса Ирина Вилкова, сверкая глазами, пряча в них насмешку своей Марии над мужской наивностью адвоката.
Пока государственные умы – теоретики спорят о собственности, о нравственности, люди в быту живут по иным законам, наверху не писаным. Самая яркая сцена спектакля – леденящее душу признание Марии на месте преступления. Простой русской бабе выпали на долю испытания, оказавшиеся сродни древнегреческим трагедиям или Шекспировским страстям. Именно они родили в главной героине ярость и непокорность, приведшие к преступлению. И ради этой сцены признания стоит посмотреть спектакль. А еще ради народной запевалы Ольги Лапшиной, примиряющей всех и вся. Разольет по стаканчикам горькую, угостит сушками-баранками, вот мир и не провалится в тартарары.
Споры о народе наверху не утихают, страну все время обустраивают, а люди продолжают страдать и бедствовать. Грустный ироничный спектакль.