Надо что-то делать – это продолжение извечно нерешенных русских вопросов: «что делать» и «кто виноват». Режиссер Павел Ващилин прокрастинирует вместе с героями пьесы Ивана Андреева, всего за час с небольшим проскальзывая между Сциллой и Харибдой разных жанров, с невероятной рэповой скоростью нигде не задерживаясь, не цепляясь за бытовые предметы (кровать, стол, диван), кроме, пожалуй, радиолы (художник Сергей Рябов).
Авторы спектакля постоянно переключают передачу скоростей, так что ты не всегда успеваешь считывать цитаты из знаменитых произведений – классических пьес («Чайка», «Вишневый сад» и пр.) и советских фильмов («Ирония судьбы», «Москва слезам не верит» и т.д.), щедро приправленных абсурдом и хоррором, зонгами и популярными песнями из мюзиклов и даже… картиной Пикассо «Любительница абсента».
Любовь и смерть, насилие и безопасность, суета и ничегонеделанье, крики, смех, шепот, равнодушие и удивление, «беспросветная одинарность»… сопровождают нашу жизнь без конца… с самого начала до самого конца.
Мы действуем или спим, видим происходящее во сне или спим наяву, никогда еще в театре режиссер не ставил меня ежеминутно в тупик, заставляя шевелить мозгами, напрягать память, узнавать давно забытое и забывать недавнее. Вот ни секунды не было скучно, местами весело и всё время загадочно: «Надо стараться смотреть в окно, даже если нет окна…». Почувствовать переходы - перелеты из тени в свет было бы невозможно без художника по свету (Мария Белозерцева).
Две странные, если не сказать – безумные пары в неопределенных отношениях между собой, внутри и крест накрест, с выразительной ломаной пластикой (хореограф Михаил Колегов) ведут соло, дуэты и квартеты, образуя смешанный и смешной хор разных личностей. Комедия не успевает перейти на сторону трагедии, как тут же возвращается, резко отряхнувшись, как мокрая собака после купания.
Браво режиссеру Павлу Ващилину за сочный актерский ансамбль, за разнообразное использование широкого диапазона артистов, которые получили уникальную возможность участия во всех жанрах сразу, включая клоунаду и словесное жонглирование.
А как эти «аристократы от сохи» вперивают свои взгляды в старую радиолу: «Десять часов по Цельсию – время новых старостей»!
Актриса Янина Колесниченко, на которую давно пора было ставить спектакли, наконец, получила возможность применить богатейший арсенал своих талантов, в том числе, вокальных.
Героиня молодой актрисы Елизаветы Орловой запомнилась не только гомерически смешным перечислением различных оконченных курсов – «взаимного гостеприимства», «семейные узы – вовсе не узы», но и своей клоунской угловатостью и длинными непослушными конечностями «гадкого лебедя», который вовсе не желает оборачиваться белой лебедушкой.
Артисты – серьезный и неуклюжий Георгий Ковалев и практически балетный Илья Козырев под стать женской половине.
В общем, какую бы белиберду не нес этот квартет, оторваться невозможно.
«Ничто не ново под луной, даже если луны нет», так что и вовсе ничего не надо делать, даже если надо что-то делать…