21-24 мая на основной сцене Театра Наций состоится премьера спектакля по повести Николая Лескова «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Режиссёр Максим Диденко в Театре Наций ставит уже третий спектакль (были поставлены «Идиот» и «Цирк»). Главные роли в «Левше» исполняют актёр театра и кино Евгений Стычкин и прима-балерина Мариинского театра Народная артистка России, лауреат Государственной премии, премий «Золотой софит», Benois de la danse и «Золотая маска», обладательница приза лучшей танцовщице Европы Диана Вишнёва. В другом составе — Александр Якин и солистка балетной труппы Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Ксения Шевцова.

Максим Диденко: «Поставить «Левшу» мне предложил художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов. Правда, я долго не решался, а Миронов меня убеждал, что мне непременно нужно сделать этот спектакль. Я тогда некоторое время жил в Лондоне, и заново перечитал Лескова.

В процессе работы над «Левшой я стал лучше понимать, что такое любовь к Родине: это - любовь не к государству, а любовь к людям и культуре. Сопоставление англосаксонского и русского менталитетов заставило меня по-другому взглянуть на известную с детства историю Левши. Оттолкнувшись от текста Лескова, мы создавали свой мир и надеемся, что у каждого зрителя во время действия возникнет свой.

Мне постоянно задают вопрос, в каком жанре я работаю. Однажды я решил пошутить и назвал мою смесь жанров борщом, но в этом только доля шутки.

Я много сочиняю в своем воображении, там у меня в спектакле и горы, и море, а тут, пока изготавливались наши двухэтажные декорации, наш скалодром,  мы еще долго репетировали в небольшом пространстве (раз пять переписывали пьесу, несколько раз мысленно изменяли декорацию) и каждый участник вносил какой-то свой ингредиент. Так мы варили наш  борщ. Спектакль задышал и ожил, когда репетиции перенеслись на большую сцену. Спектакль получился достаточно спортивным, каждая репетиция начиналась с тренировки, артистам понадобилась  хорошая физическая форма…».  

Музыку к «Левше» написал композитор Иван Кушнир, постоянный соавтор Максима Диденко, неоднократный номинант на театральные премии «Золотая маска» и «Музыкальное сердце театра». В спектакле используются темы известных русских народных песен, некоторые из них император Александр Павлович (Гурген Цатурян), как известно, не владевший русским языком, исполняет на французском.

Монологи для Левши написал Валерий Печейкин. Драматург придумал, что Левша в качестве рабочего монтировщика попадает именно в Театр Наций. Оригинальный текст Лескова зрители увидят в виде подписей к картинкам на экране.

«Я написал монологи Левши так, чтобы у него появился свой голос. Он – главный герой, но мы даже не знаем его имени – «левша» у Лескова пишется с маленькой буквы, а я пишу с большой, как имя персонажа, — говорит Валерий Печейкин. — Левша во всём похож на «простого человека», но у него есть одна особенность — он именно левша. И с этой точки зрения он — типичный представитель меньшинства. Человек, которому предлагается драматический выбор: быть меньшинством или никем. Левша даже меньшинство меньшинства — самого редкого и недооцененного. Это меньшинство, которое ещё не успело о себе заявить и на всех обидеться и за которое никто не думает заступаться. Другое дело Блоха: с одной стороны, она — искусительница, но в то же время — образ души, которой надели подковы, пригвоздили к земле. И она перестала танцевать…

Наши мастера переплюнули английских, отправили подкованную блоху в Англию, там посмотрели, восхитились, но обвинили наших в том, что они не знают математики и физики и сами не понимают, что сделали. Англичане оценили талант Левши, но сказали, что ему нужно больше ремесла, и советовали остаться учиться в Англии…».

Евгений Стычкин: «Работа над спектаклем еще продолжается. Он оказался невероятно сложным по пластике: на огромной страшной неровной корявой железной горе лично мне приходится держать на руках «золотые ноги России» - Диану Вишневу, а она – душа спектакля, представляете, какая страшная ответственность?!  Сейчас, к счастью, некоторые сцены в процессе репетиций упрощаются, чтобы спектакль не стал торжеством одной пластики. Я благоговейно отношусь к тексту Лескова и пьесе Печейкина, но, конечно, когда спектакль полностью сформируется и окрепнет, я смогу от лица Левши, общаясь с публикой в зале, и от себя кое-что добавлять. Надеюсь, что Максим Диденко даст мне некоторую свободу в этом, все же у нас с ним вторая совместная работа.

Я для себя в «Левше» понял такую вещь: умельцы сделали подковы, Левша – гвозди, то есть, как бы утерли англичанам нос, потому что те сделали очень маленькую блоху, но наши смастерили еще меньше детали, да еще с выкованными на них именами мастера, однако,  подкованная нашими умельцами английская блоха, перестала танцевать. То есть, поломали, потому что они не знают математики, тонких расчетов. Механизм рассчитан на определенный вес, подковы утяжелили и не дали ей двигать ногами. И то, что мужики совершили этот невероятный мастерский подвиг, в общем-то, теряет смысл. В этом  виновато наше невероятное стремление к победе любой ценой, сделать лучше, неважно что, неважно как, переломаем руки-ноги, помрем, не имеет значения, все равно сделаем лучше. Определенным образом, это нас характеризует…

Идея пригласить для участия в спектакле балерину Диану Вишнёву принадлежит художественному руководителю Театра Наций Евгению Миронову.

Диана Вишнева: «Блоха наравне с Левшой становится главным персонажем спектакля. Мы все вместе придумывали этот образ. Помимо драматической канвы, естественно, есть балетная хореографическая. С хореографом постановки Владимиром  Варнавой мы сотрудничаем с конкурса молодых хореографов международного фестиваля современной хореографии «Context. Диана Вишнёва», а также я у него танцевала в балете «Петрушка» в рамках Дягилевского фестиваля.

В спектакле «Левша» из моей героини, конечно, не делали никакое насекомое.  Это – некая крошечная филигранная фарфоровая куколка. Блоха - произведение совершенного ювелирного и технического мастерства, заморская диковинка, привезенная из Англии. Сначала она на все смотрит свысока, но, благодаря Левше, обретает человечность, душу и сердце. Можно сказать, превращается в русскую бабу с ее печалями и страданиям, принимает все на себя. Судьба их с Левшой разводит, в итоге, она становится никому не нужной. Её забывают, она ржавеет и превращается в утиль. При всей гротесковости  Лескова, в повести звучат темы, глубоко скрытые в каждом из нас. Что такое образ русской души? Что такое «русскость» с её болью, печалью и тоской, глубинкой и понятием «земли русской»? Я с удовольствием окунулась в работу над спектаклем и во внутренний диалог с самой собой на эти темы. Мне очень нравится русский фольклор, впервые я буду петь в спектакле старинную народную песню, поэтому очень волнуюсь…».

Спектакль «Левша»

Автор инсценировки Валерий Печейкин

Режиссёр Максим Диденко

Художник Мария Трегубова

Художник по костюмам Мария Трегубова

Художник по свету Иван Виноградов

Художник по видео Илья Старилов

Хореограф Владимир Варнава

Композитор Иван Кушнир