В театре Наций случилось яркое театральное событие сезона 2024/25: Евгений Писарев поставил пьесу «Тартюф» горячо любимого в России господина Мольера (спасибо Евгению Миронову за это предложение, заодно, и за блистательное «Кабаре»!). Спектакли у режиссера Писарева традиционно выходят кассовыми, адресованными широкой публике, поскольку Евгений Писарев как-то умудряется обходиться без мата, обнаженки и пошлости, и поэтому на его спектакли ходят целыми семьями. Признанный мастер комедийного и развлекательного жанра, Писарев давно вырвался из ограниченного сектора. «Кинастон», «Кабаре», «Тартюф» – постановки глубокие и многоплановые, с лучшими столичными драматическими артистами.
Удивительно, сколь готовый и совершенный был показ накануне премьеры, что, несомненно, свидетельствует о высоком профессионализме всех составляющих при прочих равных:
– остроумный перевод Сергея Самойленко, позволяющий забыть, что господин Мольер, идя в ногу со временем три с половиной века назад, писал «Тартюфа» не про своих современников, а про наших;
– многослойная режиссерская партитура, превратившая комедию положений Мольера с остро – сатирическим подтекстом (из-за которого пьесу при жизни драматурга на сцену так и не выпустили) в «трагедию положений», в спектакль – про людей, хотя без политики все равно не обойтись, и пусть каждый зритель истолкует ее, сообразно своим убеждениям;
– убедительная и точная работа художников: сценография Зиновия Марголина, костюмы Ольги Шаишмелашвили, свет Александра Сиваева;
– отличный актерский кастинг, присущий режиссеру Писареву, всегда думающим, прежде всего, о пользе дела, но при этом не забывающим, что он – художественный руководитель театра им. Пушкина.
В новом «Тартюфе» герои максимально приближены к нам: говорят и действуют так узнаваемо, так близко, неважно, во Франции ли девяностых гг. или еще ближе … в сегодняшнем мировом глобализме все становится таким похожим. Кому выпало «в империи родиться» и жить в «эпоху лжесвятых и псевдохрабрецов», тому важно научиться отличать фальшивое от настоящего. Вот Оргон (Игорь Гордин), сделав успешную карьеру/бизнес, родить сына и дочь, построить отличный дом (двухэтажную квартиру), не сумел распознать умелого ханжу под маской трогательного благочестия.
Однако, при этом Тартюф (Сергей Волков) – вовсе не отвратительный престарелый, похотливый и жадный, каких мы на сцене видели немало, а герой нового формата. Молодой человек довольно приятной наружности, которому в какой-то момент даже симпатизируешь, потому что он способен влюбиться по-настоящему. Предмет его любви – Эльмира, молодая жена Оргона (Аня Чиповская), действительно, образец совершенства. Как не влюбиться? И хороша она не только внешне!
Надо видеть, как тактично Эльмира пытается сохранить мир в «сумасшедшем доме», в котором с появлением Тартюфа никому не стало покоя. Как она пытается успокоить и вразумить мужа, охваченного причудливой страстью (ничего, кроме духовности) к Тартюфу, как пытается угодить недовольной всем и вся властной свекрови (Ольга Науменко), как дружески поддерживает невоспитанных бунтующих подростков – детей Оргона: Марианну (Мила Ершова) и Дамиса (Глеб Шевнин). Каждый персонаж отличается узнаваемыми (и от того особенно смешными) особенностями характера, соответственно своему возрасту и положению.
Когда Дамис фиксирует на камеру телефона пикантную сцену, сколько эмоций выражает его лицо - от мстительного злорадства (как же он ненавидит Тартюфа!) до ехидства (к мачехе у него тоже нет привязанности). Как презрительно относится свекровь (Ольга Науменко) к своей невестке. Как Марианна, влюбленная в своего Валера (Даня Киселев) до бесчувствия, ничего вокруг себя не замечает, уткнувшись в бесконечные месседжи.
Красавица и умница Эльмира одинока и несчастна в доме Оргона и, по сути, никому не нужна, кроме… воспылавшего к ней сильными чувствами Тартюфа, оценившего ее безупречную женственность.
Она же порядочна и верна своему мужу, глупцу, променявшему все нормальные человеческие ценности на какие-то внушенные вымышленные.
Иронична и комически трагична сцена, в которой Оргон прижимает к сердцу "невинно оскорбленного" Тартюфа, оплакивая его, словно святая Пьета.
«Вот, подлинно, – цитировал в «Ревизоре» древнюю мудрость любимый Гоголь, – если бог хочет наказать, так отнимет прежде разум…». Самообман также страшен, как обман. Оргон оказался начисто лишен иронии и чересчур серьезен, поэтому встреча с Тартюфом, его предательство стали для Оргона драмой и разочарованием всей его жизни и трагической нотой финальной сцены.
Пока молодежь – Марианна (Мила Ершова) и Дамис (Глеб Шевнин) заняты проблемами своей личной жизни, Дорина (Анастасия Лебедева) пытается навести порядок. В этом доме Дорина – не столько горничная Эльмиры, сколько настоящая управительница, деловая, уверенная, безапелляционная, не боящаяся высказать правду в лицо. Она остра на язык и лишена сантиментов. Антагонист Дорины – Клеант (Денис Суханов), праздно слоняющийся без дела манерный болтун. Он олицетворяет собой тех самых «дерьмократов и либерастов», на которых любят «вешать всех собак» представители другого лагеря. В сущности, Клеант вполне безобиден, никому не желает зла. Эстет и гурман, он любит одарять советами, но толку от него никакого: когда пахнет «жареным», трусливо отскакивает в сторонку.
Необычен образ "Тартюфа" в исполнении Сергея Волкова - он скромен и тих, ежеминутно готов к разоблачению и покаянию за содеянное, он сам не может до конца поверить, что Оргон вознес его на пьедестал так искренне, так истово, что по силе страсти эта вера в "святошу" сравнима с влюбленностью Тартюфа в Эльмиру.
Социальное бытие не предполагает расслабление: когда ты живешь в обществе себе подобных, держать нос надо по ветру - об этом писал Мольер, это есть и в спектакле.
Очень важно и интересно, что в новом «Тартюфе» появились иные смысловые акценты, что персонажи так очеловечены и приближены, что артисты прозаически проговаривают поэтический текст, от чего литературный флёр оборачивается вполне житейской повседневностью, и это плюсуется комическим эффектом, невзирая на очень серьезную «трагедию положений» каждого действующего лица.
фото автора