Этот мир придуман не нами...

Новый спектакль «Любовницы» по роману Эльфриды Елинек вышел  на Малой сцене Театра Наций. Ассоциации со словом  «Любовницы»  после этого  спектакля у вас будут совершенно иными.  Режиссер Светлана  Землякова, точно следуя тексту знаменитой австрийской писательницы, рассказала истории двух простых, почти примитивных созданий, попытавшихся перехитрить злую судьбу. Бригитта  (Елена Николаева) и Паула (Наталья Ноздрина) изо всех сил хотят лучшей жизни, чем у окружающих их женщин, но этот мир устроен так, что  возможность выбора у представительниц  слабого пола сильно ограничена.

В городке, где живет Бригитта, женщины до конца дней вынуждены трудиться на фабрике нижнего белья, и, если не выходят замуж, то с трудом сводят концы с концами. Бригитта надеется: «С мужчиной придет все самое лучшее…». У расчетливой Бригитты есть цель  - электрик Хайнц. Хайнц (Артем Тульчинский) знает об этом, но не торопится. Зачем менять свою жизнь, если и так все неплохо складывается? У Бригитты, конечно, «есть грудь, есть бедра, есть ноги, есть мохнатка…", и от волос ее исходит блеск спелых каштанов, но ведь женщин вокруг полно, только выбирай. Артема Тульчинского не узнать – таких конченых жлобов ему, кажется, еще не доводилось играть, но артист с юмором «рисует» своего героя, превращаясь в финале в этакого Иудушку Головлева. Родители Хайнца (Наталья Павленкова и Леонид Тимцуник) недовольны навязчивостью девушки: они хотят для сыночка более выгодную партию, а вовсе не Бригитту, у которой ни гроша за душой. Они просто не знают правило бумеранга…

Паула мечтает вырваться побыстрей из своей деревни, где мужчинам ничего не остается, кроме как тяжело вкалывать лесорубами, а женщинам - вести хозяйство и рожать детей. Романтичная девушка хочет выучиться на портниху и влюбиться, иначе придется всю оставшуюся жизнь обслуживать отца и братьев вместе с матерью. «Почему тебе должно быть лучше, чем мне?! Я никогда не стремилась стать лучше своей матери, она была домохозяйкой, и мой отец прибил бы меня, если бы я заикнулась…теперь, когда ты, наконец, можешь тянуть лямку вместе со мной, ты, оказывается, не хочешь. Выбей себе это из головы!», - злится мать (Наталья Павленкова) на Паулу. И не знаешь, кому больше сочувствовать - настолько тяжела и беспросветна женская доля в этом грубом мужском мире. Дочери, возможно, удастся вырваться, а вот мать ничего хорошего в этой жизни не видела и не увидит. У актрисы Натальи Павленковой без всякого утрирования и наигрывания получился портрет концентрированного женского несчастья.

Художник-сценограф Денис Сазонов создал аскетичное пространство, «открытое» и жестко ограниченное яркими световыми отрезками (художник по свету Сергей Васильев). Узкий металлический шкафчик - принадлежность фабричной раздевалки,  торшер и матрас олицетворяют  комнату Хайнца, холодильник и лавка – родительский дом Паулы. Художник по костюмам Екатерина Злая придумала каждому герою характерный колоритный образ. Наталья Павленкова и Леонид Тимцуник меняются  до неузнаваемости,  являясь на сцену, то расчетливыми родителями Хайнца - церемонными горожанами, то родителями Паулы - грубой неотесанной деревенской парой, меняя, разумеется, не только внешность, но и повадки, и голоса (высокопрофессиональная работа двух прекрасных артистов).

Молодые актрисы Наталья Ноздрина и Елена Николаева вслед за режиссером беспощадны к своим нелепым героиням. В их маленьких головках - только одна мысль-мечта: вырваться из заезженной колеи с помощью единственной собственности - тела. Все, что с ними происходит - какая-то пародия на человеческую жизнь, но их отчаянные попытки что-то изменить вызывают искреннюю жалость и сочувствие.

Паула Натальи Ноздриной – типичная блондинка, которой просто не повезло с местом рождения и средой обитания. Такой девушке с удовольствием бы устроил роскошную жизнь какой-нибудь столичный олигарх, но в глухой деревне молодость, красота и стройная фигурка ничего не стоят, ибо не несут  никакой практической пользы. Работящая выносливость и покорность -  другое дело.  Паула попыталась влюбиться в смазливого  Эриха (Олег Савцов), наивно решив, что он – ее шанс на спасение, но подставившись  грубому неотесанному самцу, Паула тут же беременеет и проходит все круги ада – от жестокого избиения собственными родителями до публичных издевательств  молодого мужа, возвысившегося в собственных глазах новым хозяйским положением. Нехитрый выбор отменен отсутствием альтернативы. Мужчины настолько значимы, что могут решать, ничего не решая. Женская доля – ждать и терпеть…

За своего вяло сопротивляющегося Хайнца, энергичная Бригитта, никогда ничему не учившаяся, готова глаза выцарапать любой конкурентке. Утонченная Сюзи (Муся Тотибадзе) – предел жлобских мечтаний семьи потенциального жениха, - сама еще не определилась, чего хочет (смешная и трогательная интеллигентная девушка из хорошей семьи), зато это абсолютно точно знает Бригитта. У Бригитты есть козырь - ее тело, которым она старательно ублажает Хайнца. Перед книжной недотрогой Сюзи готовность  и  угодливость упрямой  Бригитты  –  безусловное преимущество, а беременность – единственный шанс на победу.

Жесткость и откровенность романа смягчена режиссерской иронией. Трагикомедия в постановке Светланы  Земляковой  длится пару часов и держит в напряжении не хуже детектива. «Любовницами» театр не гарантирует почтенной публике расслабленный вечер, зато  гарантировано удовольствие от добротно сделанного и мастерски сыгранного спектакля.

фотографии Марии Зайвый

спектакль "Любовницы" - Театр Наций, режиссер Светлана Землякова, артисты Наталья Ноздрева, Елена Николаева, Наталья Павленкова, Леонид Тимцуник, Муся Тотибадзе, Артем Тульчинский, Олег Савцов

ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА 2018-2019 В ТЕАТРЕ НАЦИЙ

На пресс-конференции, посвященной открытию сезона представителей СМИ приветствовали художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов и директор театра Мария Ревякина, рассказавшие о новых проектах и планах на сезон.

Затем Евгений Миронов передал слово знаменитому канадскому режиссеру Роберу Лепажу: «Робер – режиссер мира, но я очень рад, что скоро в Канаде откроется его собственный театр».

Робер Лепаж признался, что чувствует себя счастливым, проводя эти несколько теплых дней в Москве и ощущая себя в Театре Наций, как дома. По примеру  российского Театра Наций режиссер собирается создать такой же театр, осуществлять совместные постановки со многими театрами мира. Театр Лепажа «Диамант» откроется в Канаде уже следующей осенью. А Евгения Миронова вновь ждет в России совестная работа с Лепажем (название спектакля пока держится в секрете).

В пресс-конференции приняла участие Ирина Прохорова – соучредитель Фонда Михаила Прохорова, которая выразила свое восхищение театральной творческой средой: "В Театре Наций формируются площадки, на которых  создается новый язык театра...».

Затем Евгений Миронов представил режиссера первого премьерного спектакля сезона Дениса Бокурадзе, который неоднократно становился лауреатом и победителем Фестиваля театров малых городов России, являющимся важнейшей составляющей совместной программы Государственного Театра Наций и Министерства культуры РФ по поддержке театров малых городов. Главный режиссер Новокуйбышевского театра Денис Бокурадзе откроет новый сезон в Театре Наций спектаклем "Театр чудес" по новеллам Мигеля де Сервантеса.

 Евгений Миронов объявил представителям СМИ, что следующий XVII-й Фестиваль театров малых городов России пройдет весной 2019 года в г. Камышин Волгоградской области.

В заключение пресс-конференции Евгений Миронов поздравил заочно с днем рождения режиссера  Кирилла Серебренникова, пожелал ему скорейшего освобождения и объявил, что с нетерпением ждет осуществления их с Кириллом новых творческих планов.

ПРЕМЬЕРЫ СЕЗОНА

Основная сцена

Премьера одного из самых ожидаемых спектаклей сезона – мюзикла «Стиляги» по повести Юрия Короткова – намечена на февраль 2019 года. Творческая группа во главе с режиссером Алексеем Франдетти начала подготовку к премьере в январе 2018 года, когда состоялись первые кастинги. Всего на кастинг прислали заявки более 2500 человек.

В апреле на Основной сцене запланирована премьера спектакля «Тартюф» в постановке Евгения Писарева, художник спектакля – Зиновий Марголин.

На май запланирована премьера спектакля Андрея Могучего по прозе современного писателя Романа Михайлова, художник спектакля – Мария Трегубова.

В мае начнутся репетиции спектакля «Дядя Ваня» в постановке одного из лидеров современной французской режиссуры, художественного руководителя Парижского театра «Одеон» Стефана Брауншвейга. В главных ролях: Елизавета Боярская и Евгений Миронов.

Малая сцена

Новый сезон Театра Наций начнется 11 сентября на Малой сцене премьерой спектакля «Театр чудес» режиссера Дениса Бокурадзе.12 и 13 сентября также можно будет увидеть эту премьеру.

27 сентября здесь же состоится премьера спектакля из цикла «Наше всё… Ахматова. Свидетель», автор и исполнитель Дмитрий Сердюк, ранее сочинивший спектакль «Наше всё... Бродский».

В декабре 2018 года на Малой сцене запланирована премьера спектакля «Любовницы» по роману нобелевского лауреата Эльфриды Елинек (Австрия), в постановке Светланы Земляковой, в главных ролях – Елена Николаева и Наталья Ноздрина, ученицы профессора Олега Кудряшова, участницы многих спектаклей Театра Наций.

Новое Пространство Театра Наций

Новый сезон в Новом Пространстве откроется 8 сентября выставкой «Aз 444» и творческим вечером «Вселенная русской азбуки», в котором примут участие писатель Людмила Улицкая, лингвист Максим Кронгауз и историк Алексей Юдин. Кураторы выставки – архитектор Андрей Чернихов, художник Михаил Погарский.

«Аз 444» - выставка-посвящение русскому букварю.

444 – символическая дата со дня напечатания русской азбуки Иваном Федоровым во Львове 8 сентября 1574 года.

В экспозиции - факсимиле букв, составляющих слово АЗБУКА из русских азбук различных эпох: «Подарок детям на память об Отечественной войне 1812 года» Ивана Тербенева (1815 г.), «Азбука в картинах» Александра Бенуа (1904 г.), «Звездная азбука» Велимира Хлебникова и «Советская азбука» Владимира Маяковского (1919 г.).

      

Также среди экспонатов представлены графические листы русских шрифтов архитектора-художника Якова Чернихова (1945-1951 гг.), произведения русского живописца и графика Андрея Ланского, а также работы современных художников Владимира Немухина, Игоря Шелковского, Василия Власова, Владимира Наседкина, Юрия Гордона, Эвелины Шац, Василия Власова, Игоря Макаревича, Михаила Погарского и проект «Русский Букварь» 2018 года.

Всего на выставке можно рассмотреть около 100 произведений из архива-коллекции Международного архитектурного фонда им. Якова Чернихова, коллекции AVC Cherity Foundation и личных собраний художников.

Кураторы: архитектор Андрей Чернихов, художник Михаил Погарский.

Выставка подготовлена Международным объединением художников «Книга художника», Международным архитектурным благотворительным фондом им. Якова Чернихова, AVC Cherity Foundation.

Период работы выставки «Аз 444»: 9-27 сентября.

  

Спектакли Нового пространства:

Первая премьера Нового Пространства в новом сезоне – спектакль «Снегурочка» молодого режиссера Олега Долина. Этим спектаклем в Новом Пространстве задает старт лаборатория детских проектов.

В конце сентября работу лаборатории продолжит проект «Таинственная история с привидениями» режиссера Полины Стружковой – "одного из самых успешных постановщиков детских спектаклей в нашей стране", - как отозвался о Полине художественный руководитель Театра Наций.

В рамках празднования 100-летия со дня рождения Александра Солженицына здесь будут представлены спектакли другой лаборатории, проходившей в Новом Пространстве в 2017 году, «Красное колесо» – «На “Дне”», «Ячейка» и «Вагон системы Полонсо».

Одна из самых важных работ Театра Наций в Новом Пространстве запланирована на январь 2019 года, подготовка к ней началась уже летом 2018 года. Документальный проект «Последний дворец последнего царя» готовит команда во главе с  лауреатом "Золотой маски" режиссером Михаилом Патласовым.

- "Наше Новое Пространство располагается в особняке 1812 года, в нем и будет инсценирована история Ипатьевского дома, расстрела и следствия по делу. К этому делу до сих пор много вопросов...", - сказал народный артист России  Евгений Миронов.

В течение сезона в Новом Пространстве планируются различные перформансы, концерты, лекции, в частности, в октябре состоится премьера спектакля-променада «Домашние танцы» (Living-room Dancers).

 

Исчезающая профессия

Инна Чурикова в роли английской королевы Елизаветы II проводит театральную «Аудиенцию» с несколькими премьер-министрами, принимая каждого в их собственные годы службы на ответственном посту. Спектакль Глеба Панфилова по пьесе Питера Моргана стоит в театре Наций особняком, как, собственно, и сама Великобритания по отношению ко всему миру.

Известный драматург и сценарист Питер Морган прекрасно разбирается в тонкостях британской власти и королевского бытия, недаром был произведен в рыцари Ордена Британской империи. В своих произведениях Морган в мельчайших подробностях (при этом, тактично) освещает будни и праздники Елизаветы II.

Королева - уникальный представитель исчезающей сказочной профессии, много ли еще сегодня вы знаете особ королевского рода? К знаменитой современнице вот уже добрых шесть десятков лет приковано внимание миллионов людей планеты. Естественно, россиян тоже интересует королевская личность.

Питер Морган специально посещал московский Ленком, чтобы увидеть Инну Чурикову на сцене, после чего передал актрисе исключительные права на создание образа королевы. Для российской постановки в текст пьесы «Аудиенции» был переработан: добавлено несколько сцен, связанных с нашей историей. В России политика никогда не являлась предметом искусства. Глеб Панфилов попробовал отнестись к этому по-другому.

Спектакль сразу погружает зрителей в интерьеры Букингемского дворца, служащие достойным обрамлением английской Королеве (Инна Чурикова). Умение носить строгие деловые и шикарные парадные костюмы (художник Виктория Севрюкова) у Инны Чуриковой поразительное. Но дело ведь не только в костюмах: актрисе удалось со своей королевой прожить на сцене целую жизнь, показать ее характер, привычки, слабости и достоинства.

По ходу действия постепенно приходит понимание, какая непростая роль досталась самой Елизавете II: помимо того, что необходимо всегда и везде держать лицо и осанку, нужно, никому и никогда не жалуясь, нести бремя огромной ответственности перед народом своей страны. Воцарясь во дворце в довольно юном возрасте, Елизавета II принимает не только символы власти - корону и скипетр. Британская королева крайне серьезно относится к своим обязанностям, свято чтит традиции и знает цену своему слову. Женственная и мягкая по натуре она умеет быть жесткой и непреклонной.

Усвоив мудрые советы Уинстона Черчилля (Михаил Горевой), Елизавета II быстро преодолевает собственную робость и к каждому последующему премьер-министру вырабатывает индивидуальный подход. Каждая аудиенция – своеобразный маленький спектакль, в котором королева, будучи режиссером, играет главную роль. Без этого слушать политические новости и советы в течение трех часов было бы совсем скучно.

Как живо реагируют зрители на прогноз погоды, которым развлекает Черчилль расстроенную некоторыми формальностями молодую королеву (например, невозможностью взять фамилию мужа): «Завтра в Лондоне - прекрасная солнечная погода, а в Москве - дождь со снегом…». Как бурно откликается зал на участие в спектакле чудесных рыжих собачек породы корги, нежно любимых королевой.

Святая вера в свое предназначение помогает Елизавете II «жить долго, выходить к людям, перерезать ленточку, быть лицом на денежной купюре и почтовой марке». Положив свою жизнь на продление существования и славу монархии, королева холодно обрывает жалобы очередного министра на экономические трудности и попытки урезать или вовсе отменить расходы на королевский дворец, яхту и пр. «Коронация – не просто служебная церемония, это – божья воля», - непреклонно ставит точку монаршая особа. Действительно, интересно даже сравнить эти жалкие несколько сотен тысяч фунтов стерлингов на содержание яхты (260 матросов, военный оркестр и вертолет, доставляющий документы на подпись) – гордость Британии с теми немыслимыми миллионами, которые тратятся на безвестные личные нужды некоторых наших высокопоставленных чиновников…

Королева, безусловно, символ Великобритании, но каждому зрителю хочется видеть в ней и обыкновенного человека. В спектакле Инне Чуриковой несколько раз удалось показать свою Елизавету II просто женщиной. Благодаря фантазии драматурга, она на наших глазах кокетничает с Гарольдом Уилсоном (Сергей Пинегин), иронизирует по поводу неуверенности Джорджа Мейджора (Сергей Пиотровский), с интересом выслушивает сплетни от энергичной рыжей Маргарет Тетчер (Вера Воронкова).

Лучше всего на спектакле, наверное, будут чувствовать себя историки: столько имен и событий вмещает в себя трехчасовая «Аудиенция», остальным же зрителям останется наслаждаться королевской игрой Инны Чуриковой и роскошными сценическими интерьерами (художник Нина Кобиашвили).

 

фото Сергея Петрова

статья опубликована в журнале "Театральный мир" № 1 за 2018 год