В подвале Нового Пространства Театра Наций – новый мультимедийный проект «Я убил царя»

По словам режиссера Михаила Патласова, в каждом из нас таится неосознанное чувство вины, и этот гештальт совершенно необходимо завершить, пройдя виртуальный путь кончины царской семьи. История – наука личностная: крайне важны свидетели, и чем их больше, тем объективней складывается событийная картина. От печально знаменитой русской трагедии - расстрела последней царской семьи остались фотографии и документы. Сбор материала занял у постановочной команды спектакля около двух лет. Героями проекта стали не только члены царской фамилии, но также «особы, приближенные к императору», солдаты, охрана (за царя и против), люди, отдавшие приказ расстрелять царя, и люди, исполнившие приказ – несколько десятков человек.

Режиссер максимально погружает зрителя в атмосферу событий, предшествующих тем, что произошли в Ипатьевском доме в 1918 году, а также предоставляет возможность побывать в последнем приюте царской семьи.  Для постановки было выбрано подвальное помещение, где ничего не напоминает театр. Зрители сначала ищут вход, потом спускаются по узкой лестнице вниз, где в мрачноватом помещении ждут, когда их пригласят на инструктаж. После десятиминутного объяснения каждый  получает VR-очки (виртуальной реальности) и наушники и занимает отдельно стоящий стул. Место не имеет значение, все, что увидит зритель, будет у него перед глазами внутри очков, и зависит от его выбора, любознательности, терпения и желания. Полтора часа отводятся организаторами на просмотр, за которые нужно постараться охватить как можно больше  - материала собрано почти на три часа.

Каждый зритель попадает в свой виртуальный колодец, по стенам которого размещены фотографии. Они оживают, если на них направить курсор. Получается, что поворачивая голову в VR-очках в разные стороны, поднимая или опуская ее, становишься свидетелем оживших рассказов.

Артисты Театра Наций, тщательно подобранные Михаилом Патласовым в соответствии с портретным сходством с историческими личностями, достоверно (иногда даже мороз по коже) передают мысли и чувства всех участников трагедии – ее жертв и палачей.  Благодаря тому, что дочери Николая Первого увлекались фотографией, сохранилось много уникальных снимков. Вглядываясь в их лица, ожидаешь с трепетом, когда они начинают разговаривать. Этот переход от документального кадра к актерскому проживанию сделан очень тонко и тактично.

Евгений Миронов сыграл в этой постановке роль Николая II, Александру Федоровну – Ольга Белинская, Татьяну – Анастасия Шукевич, Ольгу – Рита Толстоганова, Анастасию – Дарья Белодед, Марию – Евгения Ивашова, цесаревича – Иван Щенин. Всего занято тридцать пять артистов. Кого-то из героев хочется слушать по несколько раз, кого-то ужасно неприятно видеть, к некоторым эпизодам возвращаешься. История – непростая, вокруг нее до сих пор не утихают споры. Последние дни ожидания приговора полны жизни и надежды. Члены царской семьи еще не представляют, что их ждет, а мы знаем, и от этого как бы становимся немножечко соучастниками, и как же хочется перемотать ленту истории обратно, как это образно предлагал Аркадий Аверченко.

Впервые театральный зритель остается наедине с происходящим, не чувствуя дыхание зала. Рассматривая столь близко светлые и живые юные лица, интеллигентные лица царской фамилии и сравнивая их с представителями другой породы людей с  маниакально горящими глазами - «следователей» и убийц, слушая их мысли и рассуждения, испытываешь невероятный  контраст самых разнообразных чувств.

Документального материала о последних днях Романовых, их житии, охране, расстреле и захоронении. Теоретически, хочется увидеть и услышать больше, но фактически, сил после полутора часов дикого напряжения не остается– ни моральных, ни физических.

Как щемит сердце от того, что столько лет такая огромная страна была  заморочена черными и лживыми идеями, погубившими сначала одну семью, а потом миллионы. Из сознания советского народа было стерто упоминание о слезе ребенка. Любые средства хороши для победы мирового пролетариата, утверждали вожди, выстилающие своими идеями дорогу в ад: «А кто не с нами, тот против нас…».

Самый острый момент наступает, когда против Романовых выстраиваются палачи. Камера переводит взгляд с лица на лицо, убийцы дергаются, руки тянутся к пистолетам, а Романовы – почти спокойны, не могут поверить в то, что сейчас произойдет. Каждый зритель  может себя представить на месте любого, и не знаешь, в какой роли страшнее, когда один за другим начинают раздаваться выстрелы…

В Театре Наций, творя искусство,  жгут сердца людей.

Я УБИЛ ЦАРЯ. Спектакль в очках виртуальной реальности - Театр Наций, режиссер Михаил Патласов