Спектакль «Му-Му» - невероятный коктейль несочетаемых ингредиентов, в котором есть все, кроме, собственно Му-Му. Популярный среди театральных деятелей вопрос: «Чем удивлять будем?» - для режиссера Дмитрия Крымова – не проблема. Ему всегда есть, чем поразить публику. Комедия по произведениям Тургенева полна иронии и лирических отступлений. Тургенев, будучи страстным охотником, в спектакле «Му-Му» философствует о красоте природы над убитой дичью.
Ирония – верный товарищ режиссера пронизывает действие от начала до конца. Как обычно, в спектаклях Крымова полно, на первый взгляд, ненужных вещей, которые выполняют загадочную миссию, но, если вы не будете заморачиваться и придираться, непременно получите удовольствие от безоглядной, слегка нахальной, но человеколюбивой театральности. Режиссура Дмитрия Анатольевича с каждой постановкой все больше тяготеет к итальянской комедии дель арте с ее площадной раскованностью и карнавальностью, при этом у Крымова все очень интеллигентно, несмотря на непременное участие откровенных физиологических процессов.
Изысканная лирика из уст человека в охотничьих сапогах, держащего в руках крупную добычу (голубого плюшевого слона), хоть кого заставит улыбнуться. Но какой же охотник пойдет на охоту без своры верных псов?
Помощница режиссера (Инна Сухорецкая), вся в мыле, раскидывает по сцене собак, и зрители с восторгом переводят взгляд с одной на другую. Все эти разногабаритные игрушечные кобели (а может, и суки) подают лапу, чешутся, виляют хвостом и всячески развлекают публику.
Помреж Инна сбивается с ног, пытаясь поспеть за режиссерской фантазией: непослушные собаки, падающие с неба окровавленные утки, застревающие над сценой пушистые облака плюс всяческие неполадки, включая угрюмого рабочего сцены Герасима (Дмитрий Журавлев)… Зрителей Театра Наций удивить трудно, но Крымову это удается.
Когда появляется живая собака, это кажется лишним, ведь животное всегда отвлекает внимание на себя, но актрису Марию Смольникову саму невозможно переиграть. От ее девочки Маши не оторваться. Любопытная и нескладная, как любой ребенок, нелепая учащаяся некоего театрального колледжа с полной «кашей» согласных во рту. На сцене театра она оказалась случайно: ее дядя Леша (Алексей Вертков) оставил во дворе, а сам пошел перевоплощаться в Тургенева. Маша, воцарившись на сцене, точно живая собака перетянула одеяло на себя, без конца ему и всем мешая, то хныча, то смеясь, то задавая много лишних вопросов.
Подстреленная охотником утка, истекая кровью, доводит Машу до слез и нервной икоты. Чтобы отвлечься, любознательная девочка интересуется, что ж тут за Театр Наций такой, и все ли нации представлены: «Какой нации например, Евгений Миронов? А директор театра – какой нации? А бухгалтер?».
Периодически комедия становится лирической, не переставая быть дико смешной. На сцену прямо из зала выходит, «дыша духами и туманами», красавица Полина Виардо (Елизавета Юрьева) и нежно лепечет по-французски, кокетливо шурша шелковым черным подолом. Охотник уступает влюбленному Тургеневу, впрочем, не переставая быть артистом Алексеем Вертковым.