На  Основной сцене МХТ имени А.П. Чехова прошла первая в рамках юбилейного 125-го года премьера  Московского Художественного театра. Спектакль «Дядя Ваня» поставил режиссёр Денис Азаров. Пьеса А.П. Чехова «Дядя Ваня» – знаковая для МХТ. Впервые она была поставлена в Художественном театре в 1899 году К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко, благодаря тому, что в Малом театре «сцены из деревенской жизни» Чехова не утвердил Литературно-театральный комитет. В Художественном театре спектакль с успехом шел почти тридцать лет. Еще две постановки – 1947 года (режиссер Михаил Кедров) и 1985 года (спектакль Олега Ефремова) вошли в историю Театра. В юбилейном году МХТ имени А.П. Чехова счел важным вновь обратиться к прославленному «Дяде Ване».

 Режиссёр Денис Азаров:

– Я никогда не ставил пьесы Антона Павловича Чехова. Это – особая ответственность. Ставить на большой сцене МХТ для меня, как для режиссера,  азарт и риск. Чехов – сложный автор, «Дядя Ваня» – сложная сцена про сложных людей. Эта пьеса о неразделённом чувстве – все ключевые персонажи пьесы любят не тех, кто любит их. У них нет ни одного шанса на простое человеческое счастье. Эта история про одиночество глубокое, глобальное, ментальное одиночество. Во всех пьесах Чехова, и в “Дяде Ване” особенно, люди говорят не то, что они хотят сказать, живут не там, где мечтают, занимаются не тем делом, которым бы они хотели заниматься. Казалось бы, можно всё изменить, например, просто взять билет и уехать в другой город, но страх перемен обездвиживает.  Мы постарались не просто пересказать сюжет, а дополнить некоторыми ироническими художественными образами. Так, мы добавили простых людей, которые обслуживают усадьбу Войницких. Началось все с шутки. Мы придумали домашний театр, которым увлекается бабушка (Дарья Юрская). У простых людей все просто: увидел – полюбил.

Актриса Светлана Колпакова  (Елена Андреевна):

– Я не предполагала, что режиссер мне предложит роль Елены Андреевны, но Денис Николаевич, считаю, просто сделал мне подарок.  Я его мучила, пытала вопросами, какой она должна быть, моя Елена Андреевна. Он сказал: «Просто играй, как ты играешь». С этой работой, смею надеяться, я сделаю большой шаг вперед. У нас не совсем классическое прочтение этого образа. В силу своей природы, я искала иронию и самоиронию персонажа. Трагедия этой цветущей женщины, безусловно, останется, она закрывает ее на много засовов, но боль никуда не уйдет, она останется. Эта героиня – непростая, роль очень сложная, и я ей чрезвычайно рада.

Артист Сергей Епишев (Войницкий):

– Мы очень внимательно читали и перечитывали пьесу Чехова и находили много созвучий с сегодняшним днем. Интеллигентные люди оказались в вынужденном соседстве друг с другом, каждый из них переживает свой собственный кризис, и это скопление личных кризисов в одной точке производит большой конфликт. Мы тоже, некоторым образом, люди интеллигентные занимаемся умственным трудом, душевным трудом, так что нам близко. Я был несколько удивлен предложению режиссера Дениса Азарова – не очень-то я себя с дядей Ваней ассоциировал, но дальше была попытка понять Войницкого. Не все мне в нем нравится и то, как он себя ведет, но, наверное, его вынудили те обстоятельствах, в которых он находится. И надо его понять, посочувствовать ему. Выходить на легендарную сцену МХТ – большая честь, я очень воодушевлен.

Павел Чинарёв (Астров):

Важная история для артиста МХТ – всегда себя немножечко сопоставлять с Антоном Павловичем Чеховым. От каждого персонажа Чехова можно в себе найти какие-то отголоски, провести параллели со своей жизнью, со своей судьбой.

Мой Астров – неуспокоенный человек, обладающий колоссальной рефлексией по поводу себя и общества, которое его окружает. Он все время задает себе вопросы: что было бы, если б вчера я поступил другим образом. Я тоже постоянно себя спрашиваю. Астров свою внутреннюю боль пытается выяснять с самим собой, а для остальных он выглядит неуравновешенным – то он пьяный, то он агрессивный, то чрезмерно ироничный. Вообще к Чехову нельзя подходить без иронии, без самоиронии. Нужно юморить над самим собой, подходить к проблемам легко, иначе это будет тяжелая невыносимая драма каждого персонажа. Зрителям в большом зале МХТ будет легко считывать с героев сегодняшнюю историю, ведь люди не меняются. Меняются декорации, совершенствуется техника, но это все неважно, так как душенька человека не меняется.

Авангард Леонтьев (Серебряков)

– У моего героя – своя правда, свои убеждения. Не все их разделяют, но он отстаивает себя до конца. «Дело надо делать, господа!» – вот, что главное для моего персонажа. Чехов – доктор, он не любил, когда его называли писателем, говорил: «Я – доктор…». Доктор не имеет права на ложь. Мы всегда ждем правды от врачей. Текст «Дяди Вани» абсолютно гениален, это из той классики, которая актуальна всегда.

О спектакле  

С самого начала впечатляет художественное решение: как говорится, во-первых, это красиво. Художник спектакля Николай Симонов и художник по свету Иван Виноградов погружают зрителей в "живой лес", сквозь стволы деревьев которого едва проглядывает солнце. Поднимается занавес, а деревья никуда не исчезают. В усадьбе Войницких – все из дерева. Доктор Астров (Павел Чинарев) - вялый борец за природу осознает  безнадежность своей экологической деятельности. Он уже ничего не хочет, никого не любит: так уработался, мотаясь по дальним усадьбам, что притупились все чувства, лишь алкоголь помогает забыться от тоски.

Профессора Серебрякова (Авангард Леонтьев) Астров возненавидел с первого взгляда, как существо совершенно бесполезное. Доктор Астров суховат и циничен, как и положено сельскому врачу, загруженному по горло. По отношению к Соне (Дарья Трухина) Астров жесток по-чеховски, по-докторски – так оперируют скальпелем хирурги, не тратя времени на жалость. Елена Андреевна (Светлана Колпакова) будоражит Астрова, волнует не только потому, что она недоступна, но в ней он мог бы найти свое пристанище, свой неведомый уют.

Режиссерский выбор высоченного ироничного Сергея Епишева на роль честного и трудолюбивого Ивана Войницкого и маленького обстоятельного Авангарда Леонтьева на роль раздутого от собственной значимости профессора Серебрякова расставляет все акценты сразу. Бессмысленная деятельность надменного  Серебрякова сродни вредительству. Очарованная Искусством вообще и профессором, в частности, бывшая теща Мария Васильевна (Дарья Юрская) зачитывается пафосными заумными и абсолютно бесполезными искусствоведческими статьями (их специально для спектакля написал драматург Валерий Печейкин). Бабушка – любительница не абсента, но коньячка – в прекрасной физической форме, хотя с головой явно что-то не то, возможно, книги Серебрякова так влияют.

Любовь к Искусству заставляет Марию Васильевну оторвать крестьян от их прямых обязанностей и бессмысленно учить их балетным позициям и французскому языку.

Деревенские парни и девки, неуклюже толкаясь, изображают классические па, обалдело наблюдая за непонятной барской жизнью. Тут все мучаются, мечутся,  никто никого не любит, точнее, любит в одностороннем порядке, так что все несчастны, в отличие от сельской молодежи, почувствовавшей, как сладко обниматься на законных основаниях (барыня велела). Пока хозяева выясняют отношения, впадая в отчаяние, радостная челядь целуется, «не отходя от кассы».   

Профессор много лет морочит окружающим головы. Своим многозначительным видом он однажды увлек молодую Елену (Светлана Колпакова), влюбившуюся в серьезного мужчину.

Она и сейчас боится себе признаться, что тратит лучшие годы на пожилого капризного никчемного человечка, считающего себя пупом вселенной. Вместо того, чтобы наслаждаться жизнью и своим молодым здоровым телом, она должна плясать вокруг него, сочувствуя его мнимым недугам.

Дядя Ваня вот уже десять лет батрачит на бывшего родственника, обеспечивая ему беззаботную жизнь. Он похож на обиженного большого ребенка, недаром режиссер придумал здесь детскую манеру мириться мизинчиками. Как же Иван  жалеет, что упустил десять лет назад «прекрасную Елену», знакомую девушку, которую после смерти жены подхватил ушлый вдовец.

Войницкий презирает  Серебрякова и за то, что когда-то восхищался его трудами. Трудятся, как раз, дядя Ваня да Соня, а профессор – "мыльный пузырь", не приносящий никакой пользы.

Ужасно жалко Соню (Дарья Трухина) – умную работящую, одинокую. Влюбиться ей совершенно не в кого, свободных мужчин нет, кандидатура одна – изредка навещающий их доктор. Как все влюбленные, Соня долго не хочет верить, что ее чувства безответны.

Во втором действии основное пространство сцены занимают качели на длинных канатах. Елена Андреевна парит в раздумьях, раскачиваясь, не в силах ни на что решиться. Как собака на сене, она и сама с Астровым быть не может, и не хочет, чтобы он Соне достался. Они пьют на брудершафт, Соню тянет на откровения, Елена Андреевна с трудом сдерживается, чтобы не признаться в ответ в своем неравнодушии к доктору.

Забавна сцена, в которой доктор рассказывает Елене Андреевне об экологии, а она внимает с такой страстью, что оба ничего не слышат, кроме своих чувств. И как все в этом доме, говорят одно, думают другое, делают третье. Трагедия дяди Вани, наткнувшегося на эту странную пару, и вдруг все понявшей Сони воспринимается довольно иронично на фоне их матери и бабушки – Марии Васильевны, невозмутимо покачивающейся в кресле-качалке с бокалом коньяка в одной руке и книжкой профессора в другой.

Ружье стреляет мимо, все долго и мучительно расходятся по своим местам.

Художник – Николай Симонов

Художник по костюмам – Мария Данилова

Художник по свету – Иван Виноградов

Хореограф – Анна Закусова

Композитор – Кирилл Таушкин

Авангард Леонтьев, Сергей Епишев, Светлана Колпакова, Павел Чинарёв, Дарья Юрская, Дарья Трухина, Иван Дергачёв, Ирина Выборнова

спектакль «Дядя Ваня» МХТ им. Чехова

фотографии Владимира Кашицина