В рамках VI лаборатории «АРТХАБ» МХТ имени А.П. Чехова предложил режиссерам скооперироваться с драматургами и придумать историю на тему: «Воспоминание о будущем» — прошлое, настоящее, будущее. Драмаург Олжас Жанайдаров и режиссер Вера Попова вспомнили себя двадцать лет назад и придумали «Флэшбэк 2002» о том, как одному парню и одной девчонке повезло прожить заново, им было «позволено переиграть». Была такая популярная пьеса швейцарского драматурга Макса Фриша «Биография», в которой исследовалась фантасмагорическая мечта любого человека - изменить свое прошлое. Несколько разных попыток приводили героя к одному и тому же результату.
В МХТ предложили свою версию, заодно сыграв на ностальгических чувствах людей, рожденных в 80-х гг., которые вступили в двухтысячные полные надежд на будущее. Действительно, в театре это время еще подробно не описано и не отыграно, не то, что в кино. С этой точки зрения, спектакль зайдет сентиментальным театралам, которые будут вспоминать свои первые мобильники и платные тарифы на входящие звонки, вместе с главным героем помянут культовый фильм «Пляж» 2000-го года с Ди Каприо, записываемые номера телефонов на каких-то попавшихся под руку бумажках, почти тотальное отсутствие социальных сетей и пр., и пр.
.Авторы спектакля делают акцент на том, что недовольный жизнью человек постоянно прокручивает в уме варианты исправления прошлого, которые могли бы изменить настоящее. Это - от тоски, одиночества и неудовлетворенности собой и окружающими. Каждому такому неудачнику хочется вернуться назал и начать сначала. Не буду спойлерить этот небольшой детектив, ибо зритель до самого финала должен теряться в догадках, кто из героев это сделал.
С одной стороны, присутствуют элементы документального повествования, с другой, попытки игры в ненаучную фантастику, когда встречаешь самого себя в прошлом и о чем-то предупреждаешь. Как отметила после пресс-показа режиссер Вера Попова: «В этой истории однозначных ответов нет. У человека есть желание изменить свою судьбу, но вопрос в том, надо ли это делать или стоит удовлетвориться тем, что у тебя есть здесь и сейчас?».
Артисты играют с видимым удовольствием (особенно отметила для себя молодого артиста Павла Филиппова), хотя художник Елизавета Ермакова выстроила непростую сценографию, замкнув несколько столов большим прямоугольником и усадив зрителей вокруг «застольной» границы так, что героям ничего не остается, как в темноте незаметно перемахивать через столы или проскакивать под ними, чтобы вовремя очутиться в центре действия. Конечно, основной тема спектакля все равно стала любовь, которую не объяснить и не получить искусственным путем, а все остальные проблемы кажутся мелочью.
Режиссёр – Вера Попова
Драматург Олжас Жанайдаров
Сценография – Елизавета Ермакова
Исполнители: Надежда Жарычева, Сергей Медведев, Полина Романова, Павел Филиппов
фото Ларисы Каневской