Фокус удался
Иллюзия - это обман чувств, зрения и восприятия: вам кажется одно, а на самом деле - совсем не то. Спектакль «Иллюзии» выстроен так тонко и ловко, что зритель «и сам обманываться рад». «Любовь – что это?» - спрашивают у прохожих Камергерского переулка люди с камерой. Их видеоответы - на экране за спиной у главных героев. Героев – четверо, две супружеские пары, которые священнодействуют над приготовлением торта, замешивая тесто и взбивая крем. Весь спектакль они методично и тщательно выполняют необходимые по рецепту шаги, по очереди выходя к микрофону, чтобы признаться в некоем обмане. Их монологи - неожиданное саморазоблачение, откровенное до жестокости по отношению к близким, а они все – близкие, друзья или супруги, соперники или любовники. Ложь или правда, измена или верность, любовь или безразличие, добро или зло – все перепутано, все смято, все скрыто. В пьесе Ивана Вырыпаева, как и в спектакле Виктора Рыжакова много хитрых ловушек, только успевай «следить за руками». Игорь Золотовицкий и Янина Колесниченко, Дмитрий Брусникин и Светлана Иванова-Сергеева гениально дурачат друг друга и публику.
Признание в любви у одра умирающего мужа, с которым прожито более пятидесяти лет, а после его смерти – признание в полувековой любви к их общему другу и свидетелю. Тот, в свою очередь, открывается жене, что всю жизнь любил их подругу. Жена после полученного шока не остается в долгу, выкладывая сенсационную новость: с их умершим другом они всю жизнь были любовниками.
Кто тут честен, кто искренен? Все четверо – верные друзья или тайные соперники? До конца спектакля, как в хорошем детективе ничего не угадать. Актеры показывают высший пилотаж мастерства, легко отстраняясь или перевоплощаясь в своих героев без переодевания и грима. Едва уловимая смена интонации, и непонятно, кто в эту минуту взбивает крем: ироничный Дмитрий Брусникин или его романтичный герой? Всегда энергетически заряженная, страстная Янина Колесниченко или ее рефлексирующая героиня. «Все так просто, все так просто, все так сложно…», - пелось в одной популярной песенке. Оторваться от этих иллюзионных дел мастеров невозможно. Как бы все очень реально и в то же время маловероятно. Драматург лукаво выбивает у зрителя почву из-под ног, меняя на ходу показания, развенчивая все известные мифы о любви.
Люди спокойно готовят торт, а в это время, по Чехову: «…слагается их счастье, и разбиваются их жизни…».
И свежеиспеченный торт – такая же иллюзия. Зрителей угощают не им, тепленьким, а заранее изготовленным «собратом». Но…разве в этом фокус? ;-)
фотографии Олега Черноуса
материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 1 за 2016 год