Офелия не умеет плавать

Пьесу о вечных человеческих проблемах взаимонепонимания поставила в МХТ режиссер Марина Брусникина, давно признанный знаток современной драмы. Молодой драматург Юлия Тупикина написала семейно-бытовую  драму «Офелия боится воды», черпая вдохновение в трагедии «Гамлет», опираясь «на Вильяма нашего Шекспира».  Ее герои носят имена, созвучные  великой трагедии: Гера – Гертруда (Наталья Тенякова), Лия – Офелия (Дарья Юрская), Лора – Лаэрт (Наталья Рогожкина). Своего сына Георгия (Олег Тополянский) Гера-Гертруда в периоды кратковременного «ухода» в великую литературу кличет несчастным Гамлетом, а внука Ваню (Павел Филиппов) мнит нерожденным сыном Офелии и Гамлета.

Наталья Тенякова, в последние годы нечасто радующая театралов выходами на сцену, с удовольствием играет Геру Даниловну - главу непутевого семейства, невозмутимую возмутительницу спокойствия. Она - величавая и смешная, строгая и расслабленная, третирует всех, но понимает каждого в самый нужный для него момент. Актриса не пытается ничего играть, произносит свои реплики даже чересчур небрежно, но образ ее героини с первых минут появления становится самым колоритным и незабываемым.

Постановочная и актерская команда в спектакле подобралась дружная, даже в зрительном зале ощущается, насколько им явно комфортно работать вместе. Сценическое пространство  художник Нана Абдрашитова оформила  эффектно и просто: несколько видавших виды металлических пляжных кабинок для переодевания, навевающих совершенно конкретные воспоминания, одновременно служат: складом для реквизита, домашними шкафами,  стенами больничной палаты и пр.… Мебель в доме прозрачная, точно призрачная - ни тепла, ни уюта. Шум вечного моря в паузах между сценами напоминает о тщетности сиюминутного бытия...

Героиня Натальи Теняковой в этой призрачной атмосфере чувствует себя уверенно, изощренно мороча голову своим ближайшим родственникам, а заодно, и зрителям: то она - старуха с явными признаками деменции, то вдруг - королева в феерическом наряде из бархатной шторы, расшитой бусинами, обставляя свой выход не хуже примадонны академического  театра…. 

Гера почитает Михаила Лозинского - лучшего переводчика Шекспира,  и все домочадцы в курсе, что его портрет украшает бабушкину  спальню, но… оказывается, портрет – вовсе не переводчика, а ее любимого человека, который и есть настоящий отец Георгия. «Гамлет, сынок, плесни мне вина в кубок!», - наигранно восклицает Гертруда, погружаясь в трагедию и ожидая ответной реакции, но Георгий-Гамлет ничего, кроме раздражения, чувствовать не в состоянии. Он – кардиохирург, «простой труженик скальпеля». У него масса нерешенных проблем - демонстративные измены  жены, нездоровая  атмосфера в доме, трудности на работе и футболка с  надписью "to be or not to be». Не находя в себе силы противостоять реальности, он периодически уходит в запой. Георгий когда-то сам изменял жене, бумеранг вернулся – семейные узы на грани развала.

Метания Лии (Дарья Юрская) понятны - как бы ей действительно не сойти с ума: муж пьет, сын дерзко позволяет себе вмешиваться в ее личную жизнь, а Гертруда называет невестку безумной Офелией. Лия тает, худеет до прозрачности, не находя нигде покоя: нет любви в этом домашнем «холодном Эльсиноре», но нет защиты и вне него.

Сестра Офелии Лора – психолог. Героиня Натальи Рогожкиной живет, точно в лихорадке, нервическом ознобе, ее, пожалуй, жалеешь больше других. Она так устала помогать неудачникам, выслушивая их стенания с утра до вечера, и ничем не может помочь родным. Лора  давно сама нуждается в помощи. Незамужняя и бездетная, она мечтает о семейных отношениях, завидуя сестре, которая их не ценит.

Шекспировскому Лаэрту пришлось отомстить Гамлету за свою Офелию, тупикинская Лора-Лаэрт  к Гамлету явно испытывает более нежные чувства, чем к сестре.  Взаимная тяга Георгия и Лоры вполне понятна, но не слишком приятна.

Второе действие пьесы построено на исповедях – монологах в больничной палате Геры. Считая маму, свекровь и бабушку невменяемой, родственники по очереди откровенничают у кровати больной, облегчая собственную душу. Все это длится так долго, что зритель начинает посматривать на часы. Трагикомедия о «водобоязненной» Офелии превращается в банальное тягучее повествование, объясняющее то, что и так понятно.

Комедия кончилась,  трагедия не успела набрать высоту, финал же растворился в шуме морского прибоя, в котором, вероятно, утонула Офелия, которая боится воды...

Спектакль, утолив театральный голод, оставил сложное послевкусие, что, в принципе, само по себе интересно…

 

материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 12 за 2018 год

спектакль Офелия боится воды, МХТ, режиссер Марина Брусникина, Наталья Тенякова, Дарья Юрская, Наталья Рогожкина, Олег Тополянский

фотографии Галины Фесенко