Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким…

 

      «Так повелевает великая любовь моя к дальнему: не щади  ближнего своего! Человек есть нечто, что должно преодолеть…»

  «Ни к чему исцелять неизлечимых: так учит Заратустра. Да погибнут они!»

***

Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»

 

«Курить вредно» – герой спектакля Евгения Каменьковича «Lегкое Dыхание» почти два часа внушает, убеждает, терроризирует окружающих этой банальной истиной, которой они сопротивляются, чтобы отстоять личное пространство. Насильно невозможно стать ни здоровым, ни счастливым. Пьеса Петра Гладилина и об этом тоже. У персонажей нет имен, так как на месте каждого из них может быть любой.  Главный герой (Юрий Титов) – жуткая зануда, одержимый маниакальной идеей о здоровом образе жизни, ради которой не щадит «ближнего своего», при этом сам искренне страдает, ибо не терпит запаха табака и даже вида зажигалки – не по причине слабого здоровья, а в силу пережитого в детстве и юности насилия на почве курения. Герой всю жизнь и пытается насильственно вытравить тягостные воспоминания. Его мания с годами все больше усугубляется, и, вероятно, требует уже медицинского вмешательства, а, поскольку, никто его не лечит, то все заканчивается трагически. 

Поначалу, кажется, что упертость героя – шутка, а сам спектакль – шутливый розыгрыш (заглавные буквы названия таят в себе марку знаменитых сигарет LD). Зрителей деловито предупреждают, что в постановке сейчас будут курить, и, что есть эвакуационные выходы и даже кабинет врача через дорогу (в новом здании). Но вот герой Юрия Титова всерьез из-за сигаретки расстается с любимой, бросает родных и близких, сопротивляющихся его пропаганде здорового образа жизни, становится не так уж и смешно. Дело не в курении, разумеется, а в нетерпимости, общем нежелании понять другого человека.

Курильщики, даже в прошлом, для героя - нелюди. Он воспитывает всех встречных, даже случайных, сильно "навеселе" попутчиков. И, если проститутка соглашается выслушать отповедь о вреде курения  и черных легких курильщика за большие деньги в час, то случайные попутчики… просто выкидывают надоевшего доставалу на ходу из поезда.

Спектакль Евгения Каменьковича изящно и легко выстроен. Из пяти молодых актеров вышла целая толпа персонажей. Главный герой со сцены не сходит, а остальных героев, среди которых тонкая интеллигенция и простой народ, доктора и медсестры, туристы и официанты, молодые и старики представляют: Полина Айрапетова, Вера Строкова, Денис Аврамов, Павел Яковлев. Фоменковские артисты умеют мгновенно, с отменным чувством юмора преображаться, что всегда  доставляет зрителям особое удовольствие. И дело не только в перемене внешнего образа (костюмы Евгении Панфиловой). Какие точные характерные детали, какие повадки, жесты у действующих лиц!

Большую часть крохотного пространства старой сцены занимает стеклянный аквариум-курилка, в котором постоянно кто-то курит, и дымятся урны (сценография Марии Митрофановой).  Аквариум, без видимых усилий, превращается, то в кафе, то в плацкартное купе, то в морг, а в финале… в необитаемый остров.

 Девушка главного героя (Полина Айрапетова) вызывает сочувствие – она ведь любит совершенно искренне, но курение оказывается непреодолимой преградой к счастью. У героя принципы, у нее – маленький недостаток: ей просто нравится курить. Сестра героя (Вера Строкова) вызывает жалость. Маленькое, одинокое,  несчастное существо.

Курение – ее единственная страсть, но герой отказывается ее понимать. Отказывает собственному отцу в предсмертной просьбе – проводить на тот свет с  сигаретами. Отказывается общаться с красивой спортивной особой потому, что она когда-то курила. Грустно, нелепо, смешно...

Забавного в спектакле предостаточно. Чего стоит, например, шутки по поводу «соломенной крыши» Трампа, который за свои миллионы никак не может сделать нормальные  волосы, на что герой возражает: «Зато он не курит, значит, в голове у него все в порядке!». Или образ проститутки, она же – реанимационная  медсестра (Вера Строкова), деловито спасающая мужчин. Или... удивительные героини Полины Айрапетовой, в которых актрису не сразу-то и признаешь.

Финал логичен и ожидаем, даже хочется его приблизить. Чем больше герою сносит голову на почве курения и здоровья, тем нормальнее выглядят на его фоне самые отвязные персонажи, именно потому, что никому не навязываются.

И, хотя герой совершенно здоров, и его легкие идеально свежи и розовы, мы-то знаем ехидную поговорку:  «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет...».

 

фотографии предоставлены Театром Мастерской Петра Фоменко

материал опубликован в журнале "Театральный мир"