Слепых ведут безумцы

В Театре – Мастерской Петра Фоменко прежде не брались за трагедии Вильяма Шекспира, и невозможно было представить светло-нежную труппу на черно-кровавом фоне. Режиссеру Евгению Каменьковичу пришлось ждать примерно четверть века, чтобы артисты  повзрослели, а будущий исполнитель роли Лира Карэн Бадалов достиг определенного возраста. И Лир явился на фоменковскую сцену, хотя и не тем каноничным старцем, устало сваливающим с себя бремя короны, какой запечатлен в нашей памяти по виденным фильмам и спектаклям.

«Лир» Бадалова энергичен и деятелен. И кажется, его отречение от власти в пользу дочерей – всего лишь шутка. Однако, шутка затянулась, вышла совсем не смешной и плохо кончилась. С чего это грозному властителю понадобилось проверять дочерние чувства, напрашиваясь на лестное объяснение в любви? Или ему мало лести свиты, или он просто не в порядке и не уверен в себе. «Не все так гладко в датском королевстве», да и в британском  все не…

Трагедии Шекспира словно соревнуются в количестве злодеяний и смертей. В финале «Короля Лира» на зрителя выдвигается целая гора трупов, но при этом спектакль Евгения Каменьковича вышел совсем не таким уж страшным.

Режиссер - постановщик вместе с художником Александром Боровским придумали черно-белое пространство с удивительно живым ленточным занавесом, черные «языки» которого точно «слизывают», выхватывают одного за другим, как положительных, так и отрицательных героев. За занавесом происходят таинственные и ужасные вещи, разыгрываются бури и битвы, и оттуда же появляются действующие лица (выезжая на белом помосте) в чрезвычайно выразительных костюмах от Марии Боровской. Белый цвет одежды – для царствующих особ, черный – для прочих  смертных, лишь шуту (Александр Мичков) позволено быть иным. Шут – молод, обаятелен и так искренне привязан к неуемному  самодуру Лиру, что, пожалуй, в финале его, оставшегося в живых, жаль больше всех.

 Любви и радости в трагедии Шекспира почти никому не досталось.  Кроме шута, позитивом одарена младшая дочь короля - Корделия (Дарья Коныжева), порывистая, естественная девочка. Ей не свойственно лицемерить и что-то изображать, к чему устраивать представление, ведь и так все хорошо и покойно, когда есть любящий отец и милые сестры. Не даром французский король (Петр Алексеенко) берет ее в жены без приданого, она сама – сокровище.

Гонерилья (Полина Кутепова) и Регана (Серафима Огарева) вдохновенно и энергично изливаются любовными признаниями по отцовской прихоти, отрабатывая свои доли наследства. Сестры в этом спектакле вовсе не желают Корделии  зла, они даже сочувствуют несмышленой бедняжке. Сцену утешения старшими сестрами младшей, вероятно, можно увидеть только у «фоменок», где свет и добро обычно побеждают. Однако, пересилить трагедию Шекспира невозможно. Количество откровенных и скрытых негодяев намного превышает горстку положительных героев, к коим, кроме Корделии и шута, можно отнести верного графа Кента (Юрий Буторин), тишайшего, но непоколебимого  герцога Олбани (Алексей Колубков),  доверчивого и легко обманутого Глоцера (Томас Моцкус) и его благородного сына Эдгара (Юрий Титов).

Цепь злодеяний заплетается самим королем, предавшим свое невинное любимое дитя в угоду своему глупому капризу.

Мысль о безумных поступках и последующем наказании приходила в голову не только Шекспиру. И древнеиндийские и античные  авторы знали: "Боги, кому хотят помочь, снабжают пониманием и рассудком, а когда хотят кого мучить, отнимают у него понимание и разум (Панчатантра, санскрит); "Если Бог захочет наказать, то отнимет прежде разум" (Еврипид, Овидий). Но мощней всего эта мысль оформилась на сцене Театра "Глобус", и не сходит вот уже несколько веков с мировой театральной сцены.

Эдмунд (Андрей Миххалев), как и гнусный дворецкий Освальд (Амбарцум Кабанян) – само воплощение зла. Они не без удовольствия делают свое черное дело, продолжая начатую королем смертоносную цепь преступлений. У Эмунда, в момент клеветы даже чернеет язык, точно у змеи, что жалит до собственной  смерти.

Старшие дочери Лира превращаются из рыжих кудрявых красавиц в отвратительных фурий постепенно. За этим необратимым процессом  наблюдать чрезвычайно интересно.  «Две дочки отличаются, как кислое яблоко от неспелого – оскомина от обеих одинакова…», - язвит королевский шут. Ему позволено. Ненасытность и неудовлетворенность жизнью и мужем-тюфяком Гонерильи (Полина Кутепова), зависть и ограниченность Реганы  (Серафима Огарева), их разгорающаяся порочная страсть к Эдмунду доводят  до взаимной ненависти, а затем до взаимоуничтожения (ближе к финалу на их руках «кричащие» перчатки цвета крови).

Наивные простаки, один за другим становящиеся легкой добычей зла – яркая иллюстрация к главной цитате постановки: «Уж таково проклятие времен – слепых ведут безумцы!».  Один из самых современных переводов «Короля Лира» Осии Сороки приближает действо к современной драме, однако, мы помним строки Николая Карамзина:

«Ничто не ново под луною:

Что есть, то было, будет ввек.

И прежде кровь лилась рекою,

И прежде плакал человек…»,

И мы не переживаем трагедию Шекспира, как свою собственную, оставляя сие сценическим персонажам.

 

 спектакль "Король Лир", Театр - Мастерская Петра Фоменко, режиссер Евгений Каменькович, художник Александр Боровский, художник по костюмам Мария Боровская

фото - Анна Белякова, Александр Бадалов, Алексей Харитонов

«Мастер и Маргарита» - одно из самых сложных для постановщиков литературных произведений. Пока никому не удалось, даже приближенно, так увлечь своего зрителя, как увлек своего читателя Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман – искушение: многие стремятся его экранизировать или поставить на театральной сцене, но нужно обладать определенной смелостью и уверенностью, решаясь на собственную интерпретацию. Как показать, вместить и совместить на сцене романтический вымысел, советскую реальность, коктейль из всемирной истории с авторской фантазией, туманного символизма и бытовых подробностей Москвы тридцатых годов, искреннего  сочувствия к страданиям героев и издевательского смеха над теми, кто это заслуживает?

«Москва изменилась, а люди все те же…», - это неувядающее изречение вынесено в эпиграф программки, определившей жанр спектакля, как - «Московский шабаш в двух частях». Смех, ирония, сатира в романе Булгакова, прежде всего, относятся к Москве и москвичам, но  вот постановщики Федор Малышев и Полина Агуреева в театре «Мастерская Петра Фоменко» как-то обошлись без московских подробностей, если не считать массовку (в том числе, и сотрудников театра) - модной московской тусовкой.

https://scontent.fhel6-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/41479937_1981879708544241_4529842560448856064_n.jpg?_nc_cat=109&oh=8ec82fe0e313b64260888d2b4c5e0237&oe=5C1EBF84

Перед началом премьерного спектакля и в антракте гостей развлекал оркестр под управлением Жоржа Бенгальского (Дмитрий Рудков), и часть публики наблюдала даже какое-то  «разоблачение» в фойе, но я не успела отследить, общаясь с друзьями, а  большинство зрителей традиционно провели свободное время в буфете.

https://scontent.fhel6-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/41478641_1981878295211049_5362451863750836224_n.jpg?_nc_cat=104&oh=980873340784f5c453c5b0e3d3147eef&oe=5C62ABB6

Всю первую половину спектакля зрителя радовались свежепридуманным   затейливым режиссерским ходам. Спектакль начался с чтения любимых строк  любимой книги. затем сцену заполнили хорошо узнаваемые персонажи. Самые популярные в народе образы - конечно, нечистой силы. Всесильный Воланд (Алексей Колубков) – легко меняющий облик от мудрого дядюшки до дьявола во плоти; мягкий и хитрый Бегемот (Игорь Войнаровский) – удивительно органичный человеко-кот, пожалуй, лучший из всех когда-либо мной виденных инсценировок;  едкий и вездесущий, остроумный Коровьев (Федор Малышев); необычный андрогин Азазелло-Гелла (Галина Кашковская) - новый взгляд, очень актуальный.

Интересно было следить  за простодушным, необразованным, но хорошо обучаемым по ходу грандиозных событий поэтом Иваном Бездомным (Дмитрий Захаров), за упрямым до смерти писателем Берлиозом (Дмитрий Рудков), за алчным финдиректором Римским (Иван Верховых) и  пр.гражданами, населяющими, по очереди, театральную сцену.

На данном изображении может находиться: 2 человека, люди улыбаются, люди на сцене и люди играют на музыкальных инструментах

Среди всеобщего веселья выделялась одна трагическая пара: Понтий Пилат (Владимир Топцов) и Иешуа Га-Ноцри (Павел Яковлев), трижды повторявшие одну и ту же сцену. Тяжела же ты, ноша Пилата! Невыносимо трудно прокуратору принять решение о  наказании странного человека, похожего на праведника, этого изможденного Га-Ноцри, которого Понтию Пилату все первое действие пришлось  тащить на собственных плечах. Праведник  отмучается, а Пилату еще долго терзаться…

https://scontent.fhel6-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/41554462_1981878631877682_973996843547492352_n.jpg?_nc_cat=110&oh=bca1acccd7fd979f90d9bcb97dc935a6&oe=5C178434

Самое сложное впечатление - от главных героев. Мастер (Томас Моцкус) столь утомлен и безучастен, так глубоко болен, что почти невозможно погрузиться в его историю. Ему самому давно ничего не надо: ни сочувствия, ни любви, ни творчества, просто дайте уйти с миром и не мешайте тихо уснуть. А что остается бедным зрителям?

https://scontent.fhel6-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/41533897_1981881485210730_2659408964743069696_n.jpg?_nc_cat=107&oh=be51c7333e097f2f1217453be6a645f8&oe=5C16ABC6

Маргарита (Полина Агуреева) – яростная волевая, на все готовая ради своего Мастера. У Маргариты в спектакле две сильных сцены: первая - неистовый монолог новоявленной ведьмы, когда она со всей страстью обрушивается на музыкальную ударную установку, передавая барабанными палочками все разрушения у критиков, которые сотворила из кровожадной мести.

https://scontent.fhel6-1.fna.fbcdn.net/v/t1.0-9/41496161_1981878005211078_3291171406712143872_n.jpg?_nc_cat=102&oh=422ff7fb889d06c2e1278461725d41d3&oe=5C14B649

Вторая сцена – бал у Сатаны, когда страшные гости спиралью увиваются вкруг королевы Маргариты, с трудом удерживающейся от тошноты, но благосклонно и терпеливо им покровительствующей.

В общем и целом, второе действие повергает в уныние и сожаление. Если бы режиссеры спектакля не играли в нем ведущие роли, возможно, больше внимания досталось тому, что происходит на сцене.

А за первое действие, и особо, за Бегемота - большое спасибо!

Фотографии Михаила Гутермана

                                  

Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким…

 

      «Так повелевает великая любовь моя к дальнему: не щади  ближнего своего! Человек есть нечто, что должно преодолеть…»

  «Ни к чему исцелять неизлечимых: так учит Заратустра. Да погибнут они!»

***

Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»

 

«Курить вредно» – герой спектакля Евгения Каменьковича «Lегкое Dыхание» почти два часа внушает, убеждает, терроризирует окружающих этой банальной истиной, которой они сопротивляются, чтобы отстоять личное пространство. Насильно невозможно стать ни здоровым, ни счастливым. Пьеса Петра Гладилина и об этом тоже. У персонажей нет имен, так как на месте каждого из них может быть любой.  Главный герой (Юрий Титов) – жуткая зануда, одержимый маниакальной идеей о здоровом образе жизни, ради которой не щадит «ближнего своего», при этом сам искренне страдает, ибо не терпит запаха табака и даже вида зажигалки – не по причине слабого здоровья, а в силу пережитого в детстве и юности насилия на почве курения. Герой всю жизнь и пытается насильственно вытравить тягостные воспоминания. Его мания с годами все больше усугубляется, и, вероятно, требует уже медицинского вмешательства, а, поскольку, никто его не лечит, то все заканчивается трагически. 

Поначалу, кажется, что упертость героя – шутка, а сам спектакль – шутливый розыгрыш (заглавные буквы названия таят в себе марку знаменитых сигарет LD). Зрителей деловито предупреждают, что в постановке сейчас будут курить, и, что есть эвакуационные выходы и даже кабинет врача через дорогу (в новом здании). Но вот герой Юрия Титова всерьез из-за сигаретки расстается с любимой, бросает родных и близких, сопротивляющихся его пропаганде здорового образа жизни, становится не так уж и смешно. Дело не в курении, разумеется, а в нетерпимости, общем нежелании понять другого человека.

Курильщики, даже в прошлом, для героя - нелюди. Он воспитывает всех встречных, даже случайных, сильно "навеселе" попутчиков. И, если проститутка соглашается выслушать отповедь о вреде курения  и черных легких курильщика за большие деньги в час, то случайные попутчики… просто выкидывают надоевшего доставалу на ходу из поезда.

Спектакль Евгения Каменьковича изящно и легко выстроен. Из пяти молодых актеров вышла целая толпа персонажей. Главный герой со сцены не сходит, а остальных героев, среди которых тонкая интеллигенция и простой народ, доктора и медсестры, туристы и официанты, молодые и старики представляют: Полина Айрапетова, Вера Строкова, Денис Аврамов, Павел Яковлев. Фоменковские артисты умеют мгновенно, с отменным чувством юмора преображаться, что всегда  доставляет зрителям особое удовольствие. И дело не только в перемене внешнего образа (костюмы Евгении Панфиловой). Какие точные характерные детали, какие повадки, жесты у действующих лиц!

Большую часть крохотного пространства старой сцены занимает стеклянный аквариум-курилка, в котором постоянно кто-то курит, и дымятся урны (сценография Марии Митрофановой).  Аквариум, без видимых усилий, превращается, то в кафе, то в плацкартное купе, то в морг, а в финале… в необитаемый остров.

 Девушка главного героя (Полина Айрапетова) вызывает сочувствие – она ведь любит совершенно искренне, но курение оказывается непреодолимой преградой к счастью. У героя принципы, у нее – маленький недостаток: ей просто нравится курить. Сестра героя (Вера Строкова) вызывает жалость. Маленькое, одинокое,  несчастное существо.

Курение – ее единственная страсть, но герой отказывается ее понимать. Отказывает собственному отцу в предсмертной просьбе – проводить на тот свет с  сигаретами. Отказывается общаться с красивой спортивной особой потому, что она когда-то курила. Грустно, нелепо, смешно...

Забавного в спектакле предостаточно. Чего стоит, например, шутки по поводу «соломенной крыши» Трампа, который за свои миллионы никак не может сделать нормальные  волосы, на что герой возражает: «Зато он не курит, значит, в голове у него все в порядке!». Или образ проститутки, она же – реанимационная  медсестра (Вера Строкова), деловито спасающая мужчин. Или... удивительные героини Полины Айрапетовой, в которых актрису не сразу-то и признаешь.

Финал логичен и ожидаем, даже хочется его приблизить. Чем больше герою сносит голову на почве курения и здоровья, тем нормальнее выглядят на его фоне самые отвязные персонажи, именно потому, что никому не навязываются.

И, хотя герой совершенно здоров, и его легкие идеально свежи и розовы, мы-то знаем ехидную поговорку:  «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет...».

 

фотографии предоставлены Театром Мастерской Петра Фоменко

материал опубликован в журнале "Театральный мир"

Службу доставки заказывали?

Пока зрители рассаживаются,  главный герой (Сергей – Андрей Миххалев) уже сидит на своем рабочем месте  - у домашнего  компьютера, сосредоточенно вглядываясь в невидимый экран. Под сценой - электронное табло, на котором высвечивается надпись: «Не мешайте Сереже работать». В ожидании начала спектакля, можно неторопливо изучать  скромную без излишеств обстановку  Маши-Сережиной квартиры, а можно складывать программку по намеченным сгибам…получается коробочка. О таинственной коробочке дальше и пойдет речь. Что-то откроется по ходу пьесы, а что-то… так и останется тайной.

Спектакль  «Сережа очень тупой» поставлен режиссером Алексеем  Кузминым-Тарасовым по новой пьесе Дмитрия Данилова. Получилась  реальная и абсурдная, смешная и страшная история про нашу сегодняшнюю жизнь, в которой уже существует «служба доставки», которую не ждешь. Благодаря мобильной связи, мы все - под учетом и контролем. Можно отсиживаться дома, но, если понадобится, тебя достанут и доставят.

А мы пойдем на Север…

Семь актеров, два десятка персонажей из нескольких рассказов Юрия Казакова. Проза, пахнущая северным ветром, только что выловленной рыбой, начищенным стареньким ружьем, горячей картошкой, водкой из граненых стаканов привокзального кафе…

На крохотной сцене прямо под ногами зрителей рыболовная сеть с запутавшимися бумажными корабликами. Где-то пляшет отвязная деревенская свадьба, за опустевшим столом отстраненно глядит вдаль учительница Соня (Мария Большова), прижимая к животу клеенчатую сумку и делая вид, что не больно-то хочет танцевать. Николай (Андрей Миххалев), местный мачо, только что ее чуть было, не пригласил, но…не пригласил. «Я – некрасивая?», - спрашивает она бабку Марфу (Полина Айрапетова). «Нормальная», - Марфа не смотрит, занята вещами поважнее. А у Сони от глубоко спрятанной обиды и нос покраснел, и глаза (у Марии Большовой героиня даже на физиологическом уровне – настоящая). Страшненькая, худенькая, чересчур образованная (стихи все время читает), кто ж в деревне на Соню польстится? Бабке Марфе все ясно и жаль девку. Николай - первый парень на деревне, еще не нагулялся, остальные женаты, шансов нет. «Я себе платье сшила. Красивое?», - спрашивает Соня Марфу. «Нормальное», - буркает бабка, отворачиваясь и прибирая стол.

Дальше - потрясающая сцена, когда пьяный Николай вдруг возжелал проводить Соню, и та, хорошея на глазах, молниеносно влюбляется. Актриса Мария Большова выразительно готовится к свиданию, дед Матвей (Денис Аврамов) с бабой Марфой все понимают. И на свидании чувствуешь себя буквально не зрителем, а свидетелем, словно все происходит в сиюминутной реальности, а не описано Юрием Казаковым полвека назад и не придумано и оживлено постановочной командой. Волнуешься за недотепу Соню, будто она своя.

Режиссер Полина Айрапетова с единомышленниками сотворили мир, населенный настоящими людьми, которые за один вечер и впрямь становятся, чуть ли не родными. Из истории в историю меняются образы и характеры, и сюжеты вроде бы между собой не связаны, но все равно возникает ощущение истинности, цельности, законченности и почему-то ...счастья. То ли действительно Север у нас такой, то ли рассказы Юрия Казакова, то ли атмосфера в Мастерской.

Все персонажи хороши и ярко-характерны, но три героини Марии Большовой ошеломляющи: серенькая некрасивая училка, лупоглазая бабка-сторожиха, огненно-рыжая бывалая официантка – у каждого персонажа свой узнаваемый образ, привычки, манера говорить и двигаться. Прекрасная работа.Все роли колоритные и непохожие.


Сама Полина Айрапетова, сыграв бабку Марфу, в другой истории «попадает на Север» экзальтированной москвичкой Викой, так и не ставшей музой непризнанного художника Агеева (Аврамов Денис), а в третьей - ее юной северянке Лене просто не везет с кавалером: мелковат натурой писатель Кудрявцев (Павел Яковлев). Молодой артист Александр Мичков в том же рассказе успевает почти сразу выйти на сцену проводником и администратором, портье и таксистом, и эти крошечные роли становятся большими - запоминаются надолго. Как и забавный мальчишка-студент-романтик в следующей сцене, что боится, вдруг жизнь пройдет зря, и мечтает о подвиге, о славе, о любви: «Любовь, это - когда вокруг много девушек, а видишь только ее одну…». Простые чувства, бесхитростные истории, трогательный талантливый спектакль.

В течение вечера периодически ловишь себя на том, что улыбаешься этому удивительному наивному и понятному миру людей, о котором в суете сегодняшней виртуальной реальности мы почти забыли. Спектакль сотворен уже третьим поколением стажеров, а это значит, что можно и дальше отрываться от компьютеров и повседневных забот, и идти на встречу с живыми интересными людьми в театр, радуясь «фирменному» легкому дыханию "фоменок", заражающему и заряжающему неравнодушных зрителей.

 

фотографии Александра Иванишина

материал на сайте театра http://fomenko.theatre.ru/performance/sever/22615/

спектакль "Проклятый север", Театр-Мастерская Петра Фоменко, режиссер Полина Айрапетова, артисты: Мария Большова, Полина Айрапетова, Денис Аврамов, Андрей Миххалев, Павел Яковлев...

рецензии, отзывы

 

Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской Фоменко

Зрителям устроили проверку на чувство стыда

http://media.theatre.ru/photo/69769.jpg

Недавняя премьера этого сезона, которую не стоит обходить вниманием, – неожиданно острый спектакль «Современная идиллия» в Мастерской Петра Фоменко. В нем всегда независимый, но ранее не замеченный в политической или в социальной активности Театр Фоменко обратился к прозе одного из самых едких сатирических русских писателей Салтыкова-Щедрина. Всегда актуального классика поставил художественный руководитель театра Евгений Каменькович

На старой сцене Мастерской Петра Фоменко - новый спектакль «Испанцы в Дании» по пьесе Проспера Мериме. Известный французский мастер новеллы девятнадцатого века несколько смелых и ироничных пьес объединил в один сборник под именем выдуманной испанской актрисы.

«Театр Клары Гасуль» - книга популярная, в том числе, и у нас, но пьесу «Испанцы в Дании» еще ни разу не ставили в России. Режиссёр Кирилл Пирогов выбрал ее из драматического сборника, как одну из самых дерзких и энергичных.

Действие разворачивается на фоне исторической эпохи наполеоновских войн, где на одном небольшом датском острове сошлись интересы французов, испанцев и англичан. Эту пеструю толпу действующих лиц в театре у фоменок представляют человек пятнадцать молодых актеров. Все они пребывают, примерно, в том возрасте, в котором писал когда-то пьесу молодой Проспер Мериме, со всем его юношеским максимализмом и романтическим отношением к жизни.

Спектаклю присущ тот особый фоменковский стиль, когда речь актеров опирается на легкое дыхание, а концовка каждой фразы интонационно приподнимается. Кирилл Пирогов отлично владеет фирменным ироническим почерком Мастерской и приготовил для зрителей много всего примечательного (садитесь поближе). Но настройтесь, что спектакль «Испанцы в Дании», скорее всего, напомнит вам постановки Малого театра. Он так же нетороплив и подробен, как любая костюмированная драма далекого прошлого. Зато вы получите одно из редких ныне театральных удовольствий – рассматривать во всех деталях исторические костюмы с точными приметами эпохи.

Пьеса, конечно, наивна (все-таки начало девятнадцатого века, да и автор молодой), полна романтического геройства и коварства, любви до гроба и прочих страстей, но постановку спасает юмор и фантазия режиссера и горячее желание всей команды - выложиться и не подвести театр.

На крохотной сцене старого здания художники: Максим Обрезков (постановщик), Мария Данилова (костюмы), Владислав Фролов (свет) – сотворили целый мир - разместили остров с резиденциями, бушующим вокруг морем, рвущимися в бой военными кораблями с мачтами и парусами. Здесь в двух полноценных действиях (спектакль идет три часа) и максимальной близости от зрителей разыгрывается романтический сюжет о том, как любовь преодолевает все преграды, и выигрывает, несмотря на политические козни и суровые нравы военного времени.

Мадам де Куланж (Мария Большова) и Дон Хуан Диас (Денис Аврамов) составляют главную пару, внутри и вокруг которой накручиваются страсти, в том числе и шпионские. Несмотря на то, что горячий молодой испанец рвется на родину, проклиная Данию с ее дождем и снегом и «белобрысыми и рыжими датчанками», завидев маленькую ножку белобрысой француженки, тут же старается завладеть ее сердцем. Сцен увлечения друг другом и расставаний – довольно много, ими можно было бы утомиться, если бы не знойная Мадам де Турвиль (Полина Айрапетова). Маменька главной героини гораздо соблазнительней своей полупрозрачной дочки.

Она хитра, профессиональна, решительна и даже…восхитительна. Пожалуй, с такими шпионками выгорела бы любая интрига, если бы не любовь, спутавшая все расчеты.

Невозможно не упомянуть смешную пару антагонистов: французского резидента (Павла Яковлева), трусишки и хитрована, и его слуги (Александр Мичков), истинного французского (и английского) аристократа.

Ах, как это аристократ выдержан, как воспитан, с каким изяществом приглашает дам из первого ряда на танец! Сражает зал наповал и могучая энергетика артиста Андрея Михалева в роли яростного вояки Шарля Леблана - он один готов сражаться с целым взводом.

Путаница, как указано в программке – «фатальная мешанина», заложена изначально в самой драме. Постановка подробно следует за текстом, хотя, если бы спектакль не был бы столь масштабным по времени, выиграли бы все. Но зрители, в итоге, довольны: все распуталось, обошлось без жертв, любовь победила, а любимый театр вновь порадовал своих верных поклонников.

фотографии Алены Бессер

http://fomenko.theatre.ru/performance/Spaniards/22153/ -  на сайте Театра Фоменко

спектакль "Испанцы в Дании", режиссер Кирилл Пирогов, Театр-Мастерская Петра Фоменко,  художники Максим Обрезков и Мария Данилова, артисты: Полина Айрапетова, Мария Большова, Денис Аврамов, Павел Яковлев, Александр Мичков, Андрей Михалев