http://www.vteatrbilety.ru/netcat_files/210/164/fomenko_fon_2.jpg

Театр Мастерская Петра Фоменко
1. спектакль Сон в летнюю ночь
2. спектакль Школа жен
3. спектакль Последние свидания
4. спектакль Современная идиллия
5. спектакль Руслан и Людмила
6. спектакль Смешной человек
7. спектакль Фантазии Фарятьева
8. спектакль Белые ночи
9. интервью с Полиной Агуреевой
10. интервью с Мадлен Джабраиловой
11. спектакль Испанцы в Дании
12. Открытие сезона 2017/18
13. спектакль "Проклятый север"

14. спектакль "Сережа очень тупой"

 15. спектакль "LЕГКОЕ DЫХАНИЕ"  (Легкое дыхание) https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/26-teatr-masterskaya-petra-fomenko/508-spektakl-legkoe-dykhanie-teatr-masterskaya-petra-fomenko

 16. спектакль "Мастер и Маргарита" https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/26-teatr-masterskaya-petra-fomenko/526-spektakl-master-i-margarita-teatr-masterskaya-petra-fomenko

17. спектакль "Король Лир" https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/26-teatr-masterskaya-petra-fomenko/587-spektakl-korol-lir-teatr-masterskaya-petra-fomenko

18. спектакль "Завещание Чарльза Адамса или Дом семи повешенных" https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/26-teatr-masterskaya-petra-fomenko/635-spektakl-zaveshchanie-charlza-adamsa-teatr-masterskaya-petra-fomenko

19. Открытие сезона 2019-2020 https://www.mnenieguru.ru/index.php/spektakli/26-teatr-masterskaya-petra-fomenko/679-otkrytie-27-go-sezona-v-teatre-masterskoj-petra-fomenko


 

 

Евгений Каменькович: «Мы с лучшим в мире директором расскажем  о наших планах»

17  сентября состоялся сбор труппы, посвященный открытию нового сезона. Артисты выглядели отдохнувшими и соскучившимися друг по другу - сидя в зале, не могли наговориться.

Художественный руководитель театра  Евгений Каменькович начал собрание, отметив , что новый сезон в театре начался задолго до официального открытия:  уже вовсю  кипит работа, готовится выпуск сразу нескольких новых спектаклей.

В качестве художественного предисловия  Каменькович  рассказал о летних съемках режиссера Сергея Осипьяна («…очень хороший, потому что вывел меня на большой экран», - улыбнулся Каменькович).  В фильме о Петре Наумовиче снялись шестьдесят артистов Мастерской Петра Фоменко. 

- У нас есть долг: мы обязаны сами создать книгу о Петре Наумовиче, мы будем продолжать расшифровывать все его репетиции.

Директор театра Андрей Воробьев продолжил собрание, подтвердив, что Сергей Осипьян  - действительно хороший режиссер:

- Я выпустил, наконец, своих студентов на продюсерском факультете Школы-Студии МХАТ. За эти пять лет, кто только не приходил в гости к студентам. Я пользовался своими дружескими и профессиональными связями, и к нам приходили директора московских театров (например, лекцию читал сам  Владимир Урин – директор Большого театра), руководители фестивалей (в том числе, Золотой маски – Мария Ревякина).  Но все равно, студенты каждый раз просили пригласить Сережу Осипьяна – самого любимого гостя.

Затем директор и худрук встали, чтобы поприветствовать Майю Андреевну – жену Петра Наумовича Фоменко: «Майя Андреевна, мы вам бесконечно благодарны за ваше внимание к нам, за то, что вы так прекрасно выглядите, за то, что приходите сюда такая светлая, нарядная, и приносите вашу любовь и ваше тепло».

После этого Евгений Каменькович и Андрей Воробьев вручили несколько особенных (в других театрах таких нет) премий «Симпатия коллектива». У этой премии нет никаких критериев, она – не профессиональная, «любимчики» театра выбираются просто голосованием. Помимо почетной грамоты «Сотрудник года», «симпатии" коллектива  получают десятипроцентную прибавку к ежемесячному окладу.  Среди награжденных, бурно приветствуемых  всем коллективом – администратор, бухгалтер, костюмер, работник буфета.

Почетное звание «Заслуженный артист России» присвоено  двум артистам театра – Полине Агуреевой и Томасу Моцкису.

Продолжая свою речь, директор информировал коллектив, что пока все отдыхали, в театре прошла капитальная реконструкция машинерии Старой и Новой сцены. Затем Андрей Воробьев подвел итоги прошедшего 26-го сезона. В Москве и на гастролях было показано 568 спектаклей, в том числе, 64 спектакля для детей. Кроме того, прошло сорок различных мероприятий: - концерты, творческие вечера, выставки, лекции, встречи.  Было выпущено пять премьер: «Мастер и Маргарита»,  «Король Лир», «В гостях у барона Мюнгхаузена»,   «Чайка», «Завещание Чарльза Адамса или Дом семи повешенных».  «Мы посчитали: в прошлом сезоне о нашем театре вышло более 300 статей, рецензий, интервью в центральных печатных изданиях России, а также более ста телевизионных, радио и интернет-передач», - с гордостью озвучил директор внушительные цифры. Продолжаются проекты театра, связанные с благотворительностью: за прошлый сезон спектакли смогли посмотреть более двух тысяч ветеранов войны и труда, пятнадцать тысяч студентов, три тысячи школьников, 116 инвалидов – колясочников.

На 2018- 2020 гг. набрана четвертая стажерская студия – выпускники Мастерской  Олега Кудряшова и приглашены еще четверо выпускников Мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. Теперь в театре - 63 человека вместе со стажерами. "Гиря до полу дошла. - Сказал худрук. - Думаю, что это наша последняя стажировка. На шахматной доске 64 клетки, так что оставим одно место...".

В прошлом сезоне театр простился с двумя спектаклями «Улисс» и «Амфитрион», которые ушли из репертуара, уступив место новым постановкам.

В сентябре 2019 года в рамках программы «Золотая Маска на Дальнем Востоке» прошли гастроли театра со спектаклем «Сон в летнюю ночь» (режиссёр Иван Поповски). Спектакли увидели жители Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. «Те, кто был на гастролях, видел, что там творилось. Я боялся за перекрытия – такую овацию устроили зрители. Местные сотрудники театра сказали, что ничего подобного за всю историю театра не видели, - с удовольствием вспоминал Андрей Воробьев. – И я очень рад приветствовать весь коллектив после отпуска,  особенно артистов, полных сил, отдохнувших, в меру загоревших, а то, как показывает практика, расход белого грима в сентябре-октябре в несколько раз превышает норму…».

Художественный руководитель театра раскрыл секреты готовящихся премьер первой половины сезона.

Режиссёр и актёр Мастерской Фёдор Малышев вместе со стажёрской группой театра в рамках направления «пробы и ошибки» на Малой сцене театра работает над антиутопией «Махагония» по пьесе Ильи Кормильцева.

В Старом здании театра продолжается работа, начатая ещё в прошлом году, над спектаклем «Счастливые дни» по пьесе Сэмюэля Беккета. В ролях Ксения Кутепова и Иван Верховых.

Режиссёр Алексей Кузмин-Тарасов вместе с актёром Мастерской Игорем Войнаровским работают над монооперой «Путь к сердцу», либретто  Дмитрия Данилова. Алексей Кузмин-Тарасов второй раз обращается к этому драматургу (в 2018 году в рамках проекта «пробы и ошибки» Мастерской он ставил пьесу Дмитрия Данилова «Серёжа очень тупой»). «Мы работаем с пылу – с жару:  репетиции только начинаются, музыка только пишется, но я уверен, что в конце ноября премьера будет», - пообещал Евгений Каменькович.

Во второй половине сезона театр обещает еще много чего неожиданного.

-  К работе над спектаклем с рабочим названием «Дон Жуан. Игра в оперу» приступает Дмитрий Крымов

  

- Иван Поповски планирует начать работу над спектаклем «Молли Суини» по пьесе классика ирландской литературы Брайана Фрила.

-  Евгений Каменькович планирует обратиться к пьесе Михаила Рощина «Седьмой подвиг Геракла» .

Сезон 2019-2020 продолжит направление, начатое в ранее – спецпроекты. Киноклуб, поэтические и творческие вечера и лекторий, выставки и музыкальные концерты - продолжат свою работу. Об актуальном расписании встреч можно следить в рубрике «Неспектакли» на сайте театра.

В портфеле театра – новая пьеса Ольги Мухиной. В планах -  «Калигула» и новая пьеса Макдонаха «Очень очень темная история» - «Это такой трэш, что даже Чарльз Адамс должен потесниться…», - сказал художественный руководитель.

Перед тем, как собрание закончилось, слово взял Евгений Цыганов:

- Я, конечно, поздравляю всех с началом сезона, но, лично для меня, этот год, этот сбор отличается тем, что наш коллега Павел Устинов был вчера осужден на три с половиной года за действия, которые он не совершал. Можно просто посмотреть видеоматериал задержания, чтобы это понять, только судья почему-то не захотел это делать. Каждый из нас, любой человек мог оказаться на его месте, просто так случилось, что Павел - актер, и мы должны вступиться за него. Мы должны сделать все возможное, и если это поможет не загубить судьбу этого парняги, это будет здорово...".

 

открытие сезона. сбор труппы театра Фоменко, Евгений Каменткович и Андрей Воробьев - об итогах прошлого сезона и планах на новый 27 сезон

фотографии Ларисы Каневской

Страшно-красиво-смешно

Приятно писать о хорошем спектакле, который с самого первого дня премьеры с чистой совестью можно советовать знакомым, уставшим от негатива, сетующим на то, что в театре смотреть нечего - он умер. Театр, еще как жив, вот, в Мастерской Петра Фоменко не боятся «проб и ошибок» (есть у них такой формат), смело экспериментируя с разными формами, не боясь разочаровать зрителя. Зритель у «фоменок» – мыслящий, с хорошим чувством юмора, избалованный высоким качеством спектаклей. Новая постановка  Мастерской «Завещание Чарльза Адамса» - блестяще сданный экзамен на прочность. Экзамен, ставший веселым праздником для всех участников театрального процесса и для публики.

Давно мы не наблюдали столь невероятную фантазию, так лихо реализованную на сцене, что в зале наблюдается поголовное радостное удивление. В театре, кажется, изобретен новый жанр – музыкально-комический хоррор. Все, что насочиняла группа авторов, могло бы вполне хватить на несколько постановок, как в театре, так и в кино, но трио в лице «Московского Королевского театра» (Вадим Воля, Олег Глушков, Ольга-Мария Тумакова), драматурга Сергея Плотова со товарищи проявили  поистине королевскую щедрость

Слепых ведут безумцы

В Театре – Мастерской Петра Фоменко прежде не брались за трагедии Вильяма Шекспира, и невозможно было представить светло-нежную труппу на черно-кровавом фоне. Режиссеру Евгению Каменьковичу пришлось ждать примерно четверть века, чтобы артисты  повзрослели, а будущий исполнитель роли Лира Карэн Бадалов достиг определенного возраста. И Лир явился на фоменковскую сцену, хотя и не тем каноничным старцем, устало сваливающим с себя бремя короны, какой запечатлен в нашей памяти по виденным фильмам и спектаклям.

«Лир» Бадалова энергичен и деятелен. И кажется, его отречение от власти в пользу дочерей – всего лишь шутка. Однако, шутка затянулась, вышла совсем не смешной и плохо кончилась. С чего это грозному властителю понадобилось проверять дочерние чувства, напрашиваясь на лестное объяснение в любви? Или ему мало лести свиты, или он просто не в порядке и не уверен в себе. «Не все так гладко в датском королевстве», да и в британском  все не…

Трагедии Шекспира словно соревнуются в количестве злодеяний и смертей. В финале «Короля Лира» на зрителя выдвигается целая гора трупов, но при этом спектакль Евгения Каменьковича вышел совсем не таким уж страшным.

Режиссер - постановщик вместе с художником Александром Боровским придумали черно-белое пространство с удивительно живым ленточным занавесом, черные «языки» которого точно «слизывают», выхватывают одного за другим, как положительных, так и отрицательных героев. За занавесом происходят таинственные и ужасные вещи, разыгрываются бури и битвы, и оттуда же появляются действующие лица (выезжая на белом помосте) в чрезвычайно выразительных костюмах от Марии Боровской. Белый цвет одежды – для царствующих особ, черный – для прочих  смертных, лишь шуту (Александр Мичков) позволено быть иным. Шут – молод, обаятелен и так искренне привязан к неуемному  самодуру Лиру, что, пожалуй, в финале его, оставшегося в живых, жаль больше всех.

 Любви и радости в трагедии Шекспира почти никому не досталось.  Кроме шута, позитивом одарена младшая дочь короля - Корделия (Дарья Коныжева), порывистая, естественная девочка. Ей не свойственно лицемерить и что-то изображать, к чему устраивать представление, ведь и так все хорошо и покойно, когда есть любящий отец и милые сестры. Не даром французский король (Петр Алексеенко) берет ее в жены без приданого, она сама – сокровище.

Гонерилья (Полина Кутепова) и Регана (Серафима Огарева) вдохновенно и энергично изливаются любовными признаниями по отцовской прихоти, отрабатывая свои доли наследства. Сестры в этом спектакле вовсе не желают Корделии  зла, они даже сочувствуют несмышленой бедняжке. Сцену утешения старшими сестрами младшей, вероятно, можно увидеть только у «фоменок», где свет и добро обычно побеждают. Однако, пересилить трагедию Шекспира невозможно. Количество откровенных и скрытых негодяев намного превышает горстку положительных героев, к коим, кроме Корделии и шута, можно отнести верного графа Кента (Юрий Буторин), тишайшего, но непоколебимого  герцога Олбани (Алексей Колубков),  доверчивого и легко обманутого Глоцера (Томас Моцкус) и его благородного сына Эдгара (Юрий Титов).

Цепь злодеяний заплетается самим королем, предавшим свое невинное любимое дитя в угоду своему глупому капризу.

Мысль о безумных поступках и последующем наказании приходила в голову не только Шекспиру. И древнеиндийские и античные  авторы знали: "Боги, кому хотят помочь, снабжают пониманием и рассудком, а когда хотят кого мучить, отнимают у него понимание и разум (Панчатантра, санскрит); "Если Бог захочет наказать, то отнимет прежде разум" (Еврипид, Овидий). Но мощней всего эта мысль оформилась на сцене Театра "Глобус", и не сходит вот уже несколько веков с мировой театральной сцены.

Эдмунд (Андрей Миххалев), как и гнусный дворецкий Освальд (Амбарцум Кабанян) – само воплощение зла. Они не без удовольствия делают свое черное дело, продолжая начатую королем смертоносную цепь преступлений. У Эмунда, в момент клеветы даже чернеет язык, точно у змеи, что жалит до собственной  смерти.

Старшие дочери Лира превращаются из рыжих кудрявых красавиц в отвратительных фурий постепенно. За этим необратимым процессом  наблюдать чрезвычайно интересно.  «Две дочки отличаются, как кислое яблоко от неспелого – оскомина от обеих одинакова…», - язвит королевский шут. Ему позволено. Ненасытность и неудовлетворенность жизнью и мужем-тюфяком Гонерильи (Полина Кутепова), зависть и ограниченность Реганы  (Серафима Огарева), их разгорающаяся порочная страсть к Эдмунду доводят  до взаимной ненависти, а затем до взаимоуничтожения (ближе к финалу на их руках «кричащие» перчатки цвета крови).

Наивные простаки, один за другим становящиеся легкой добычей зла – яркая иллюстрация к главной цитате постановки: «Уж таково проклятие времен – слепых ведут безумцы!».  Один из самых современных переводов «Короля Лира» Осии Сороки приближает действо к современной драме, однако, мы помним строки Николая Карамзина:

«Ничто не ново под луною:

Что есть, то было, будет ввек.

И прежде кровь лилась рекою,

И прежде плакал человек…»,

И мы не переживаем трагедию Шекспира, как свою собственную, оставляя сие сценическим персонажам.

 

 спектакль "Король Лир", Театр - Мастерская Петра Фоменко, режиссер Евгений Каменькович, художник Александр Боровский, художник по костюмам Мария Боровская

фото - Анна Белякова, Александр Бадалов, Алексей Харитонов