Пьеса «Седьмой подвиг Геракла» была написана драматургом Михаилом Рощиным в 1963 году, а опубликована только во время Перестройки, и тогда же впервые поставлена в московском театре «Современник-2». В этом сезоне режиссер Евгений Каменькович, много лет мечтавший о «Подвиге» осуществил, наконец, свою постановку на сцене Театра-студии Петра Фоменко.

Острейшая для советского времени пьеса, которую более полувека не допускали до читателей и зрителей бюрократы и чиновники всех мастей, сегодня кажется несколько старомодной и медлительной, ибо за эти годы переговорено, кажется все, и мир несется по кругу с бешеной скоростью. Романтика и вера в будущее поблекли, однако все остальное осталось почти без изменений. По-прежнему, у нас не принято «выметать мусор из избы» - лучше осудить чужие  соринки. Авгиевы конюшни все наполняются, а подвиг Геракла еще за горами.

Бесстыдный цинизм и убаюкивающая ложь – традиционные спутники аппарата власти цепко опутали паутиной доверчивых граждан. Сладкая ложь, куда приятнее, чем горькая правда. Вот, и в спектакле Евгения Каменьковича «Седьмой подвиг Геракла» самый привлекательный герой – богиня лжи Ата (Мария Большова). Она – молода, умна и хороша собой. Пока главный герой – честный труженник Геракл (Никита Тюнин) во всем белом почивает на пьедестале в честь себя, устав от подвигов и славы, Ата во всем черном (художник по костюмам Мария Боровская) не дремлет. Ложь, как водится, имеет длинные ноги, снабженные ходулями - джамперами, и легко обходит (обскакивает) владенья свои.

Авгиево царство погрязло в дерьме, обмане и самообмане. Народ индефферентен и труслив. Он боится перемен и верит не собственным глазам, а правителю Элиды - Авгию. Авгий (Алексей Колубков) сыт и доволен быстро растущим поголовьем любимых бычков, которых никак не может сосчитать.

Поголовье, конечно, дутое, как и сами резиновые  бычки - белые, красные и даже золотые (художник-сценограф Мария Митрофанова), но зато… «в Багдаде все спокойно», все информированы, что пахнет «розами и сандалом», хотя страшно смердит навозом. Убрать многолетнее дерьмо из царских конюшен – настоящий подвиг, с которым справятся только герои.

Геракл - народный кумир (поэтому - телогрейка с сапогами), даже очнувшись, все никак не может расстаться со своим железным  постаментом, таскается с ним, как с писаной торбой. Слишком герой долго был не у дел, поэтому не сразу, как теперь говорят, «втыкается». В Элиде обосновался еще один герой - Тезей (Амбарцум Кабанян) тоже весь в белом, но ему не до подвигов: он только и делает, что выясняет отношения со своей строптивой  Антиопой (Екатерина Смирнова).

Жена Тезея, бывшая предводительница амазонок – по сути, оказалась простой ревнивой бабой, так что семейная  парочка бранится да тешится.

Ложь проникает повсюду, она вездесуща и всесильна. Ата отлично раскусила человеческую породу: «Переделывать людей – пустое занятие…». Она рассказывает Гераклу, что Истина, на самом деле, чудовище, прикованное к скале в мрачной пещере, и народ оно испугает.

Что такое Истина и как выглядит, в Элиде никто не помнит, не верит в нее, хотя… борцы за Правду в этом полусонном царстве есть. Среди послушной Авгию толпы, различной не одеждами (все, включая Авгия в сером), но положением – скотники и воины, царедворцы и рабы.

Брат главного интригана-идеолога Периклимена (Иван Вакуленко), воспевающего коров, приносящих по три теленка сразу, интеллигентный «шестидесятник» Нестор (Пётр Алексеенко) пытается противостоять Авгиеву режиму. Режим знаком до боли: брат доносит на брата, правитель понимающе сочувствует, народ безмолвствует … 

Тем не менее, подвиг совершен, конюшни очищены, несокрушимая «железная стена», перегораживающая все пространство решетками-клетками в финале сдвигается, а бычки прут на первые зрительские ряды, вызывая радостное удивление публики.

 

фото  официального сайта театра

спектакль СЕДЬМОЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА -Театр-Мастерская Петра Фоменко, режиссер Евгений Каменькович