В Российском Академическом Молодежном театре репертуар пополнился новым спектаклем по большой прозе – роман Марины Степновой «Женщины Лазаря» инсценировала Мила Денёва, поставили режиссер Алексей Золотовицкий.
Несколько зрительских рядов разместили на Большой сцене, а не в зале, о чем вначале сокрушаешься: жаль, что сегодня, когда зрителям так нужен хороший театр, из-за некой постановочной идеи так мало зрителей сможет посмотреть спектакль. Но вот, сцена за сценой, раскрываются декорации художника Софьи Егоровой, и тут понимаешь, что художественное решение спектакля стоит потерянных в зрительном зале мест.
Действие происходит в разные десятилетия двадцатого века, конкретный год показывает электронное табло. Строгий балетный класс со станком (1995 год), в котором занимаются три девушки (Антонина Писарева, Дарья Семенова, Анна Ковалева), неожиданно видоизменяется. Глухие серебристые стены раскрываются поочередно, словно дверцы таинственной шкатулки. Перед зрителями возникает, то уютная кухня академика Чалдонова, где его милая улыбчивая Маруся душевно варганит пирог (1918 год), то роскошная квартира сердитой Галины Линдт (1985 год),
то заброшенный особняк города Энска (1941 год), принявший эвакуированную семью Чалдонова, то научно-исследовательская лаборатория (1959 год). А еще, поверх всего, существует таинственное пространство, где ученый Лазарь Линдт участвует в ядерных испытаниях (1949 год). Такая скорость преображения персонажей и сцен возможна лишь при невероятной слаженности работы бутафоров и костюмеров.
Роман «Женщины Лазаря» – семейная хроника двадцатого века. Главным героем этой истории является не академик Лазарь Линд, родившийся в 1900 году, а три его женщины:
– жена академика Маруся Чалдонова, с радостью считавшая себя приемной матерью юного Лазаря, даже не осознала, что стала любовью всей его жизни (Лазаря вовсе не смутила разница в тридцать лет);
– Галина, на которой Линдт насильно женился, уже будучи академиком;
– юная Лидочка, внучка покойного академика Лазаря Линдта.
Три чудесные актрисы РАМТа «перелетают» от театра условностей к театру переживания, легко перемещаясь по спирали времени, рассказывая о сложном и запутанном просто, красиво и с юмором, распевая революционные марши в стиле любовного романса.
Зрители вместе с юным Лазарем (Антонина Писарева) греются у теплого домашнего очага Маруси (Анна Ковалева); вместе с Лидой (Антонина Писарева) поеживаются от резких замечаний Галины Петровны (Дарья Семенова); с девушкой Галей (Дарья Семенова) сжимают руки в бессильном отвращении в объятиях пожилого похотливого Линдта (тут остроумно подставлен бюст академика, с которым целуется Галина).
Правда, кажется странным, что режиссер Алексей Золотовицкий не задействовал в своей постановке актеров мужчин. Зачем было изобретать чудеса пантомимы и клоунады, чтобы Антонине Писаревой срочно оборачиваться молодым или дряхлым Лазарем Линдтом?
Линдт, конечно, в спектакле - не главный, но очень неоднозначный, тут есть, что играть. Великий ум и большое сердце в маленьком тщедушном теле – в двадцатые годы невозможно не пожалеть парня, а значит, и полюбить. Но вот умирает Маруся, Лазарь, отстрадав, отработав боль, становится почетным академиком и ломает судьбу ни в чем неповинной юной Гале. В пятидесятые годы Лазарю достается лишь одиночество. Двадцать три брезгливых года прожила Галина с академиком и ни разу не назвала мужа по имени. Бедный мальчик Боря, сын, рожденный Галиной от ненавистного Линдта, выжил вопреки воле матери, казалось, на нем закончится несчастный род, однако, родилось новое поколение.
Лида, страшно похожая на деда, по трагическому стечению обстоятельств, вернулась в квартиру бабушки. Галина Петровна так и не смогла полюбить внучку, хотя постаралась дать ей все самое дорогое и лучшее. Лида, как и бабушка не смогла вовремя отказаться, не сумела сказать «нет», и чуть не погибла, по собственной воле. Тем, кто роман не читал, будет понятно не все, но интересно точно.
В финале электронное табло покажет 2023 – пора твердо сказать «Нет!» и научиться отказываться от того, чего совсем не хочется…
фото с официального сайта театра