РАМТ+

28 сентября 2023 года в  Российском Академическом Молодежном Театре для встречи с журналистами и блогерами собрались все, кто организует разнообразную внесценическую жизнь единственного в России федерального театра для детей и юношества.

Во встрече приняли участие художественный руководитель театра Алексей Владимирович Бородин, директор София Михайловна Апфельбаум и руководители всех клубных программ РАМТа.

Впервые журналистам до мельчайших подробностей рассказали  о множестве уникальных проектов в образовательной и просветительской деятельности, которая ведется в театре.

Открывая встречу, директор РАМТа София Михайловна Апфельбаум, напомнила, что педагогическая деятельность велась в театре изначально, со времен  Натальи Ильиничны Сац, имя которой носил Центральный Детский Театр. В РАМТ ЦДТ переименовали только в 1992 году. «С 2014-го года мы стали своего рода методическим центром для всех ТЮЗов страны. Мы создали Учительский клуб, призванный помочь школьным учителям готовить ребят к осмысленному походу в театр, чтобы посещение спектаклей не стало ни для учителей, ни для детей страшной обязаловкой…».

Художественный руководитель театра Алексей Владимирович Бородин: «Самым ценным мы считаем то, что эта работа идет не только в нашем театре, но и в других театрах, в том числе, и с нашей поддержкой. В советское время на ТЮЗы мало внимания обращали, в связи с этим там больше свободы для экспериментов было, хотя зрительный зал в этих театрах всегда был адом кромешным. С тех самых пор, как я попал в Кировский ТЮЗ, я не переставал думать о том, как подготовить зрительный зал. Я считаю себя учеником великого Корогодского, у которого была целая педагогическая система.  Развлечение и поучение вовсе не являются задачей театра. Важно, чтобы мы обращались к нашему зрителю не сверху, не снизу, а на равных. То, что ведется работа с людьми с самого малого возраста и не прекращается и тогда, когда наши зрители становятся уже взрослыми людьми, дает нам такую возможность. У нас – уникальный опыт, такого нет нигде в мире. Только в России было сказано, что театр – второй университет, кафедра, с которой можно нести людям добро…».

Алексей Владимирович поблагодарил журналистов и блогеров, интересующихся работой театра: «Вы тоже связываете нас со зрительным залом, и я рад, что сегодня мы можем поделиться нашим богатейшим опытом и рассказать о том, что делаем….».

Услышать из первых рук про экспериментальные, исследовательские и зрительские программы было невероятно интересно и познавательно.

Руководитель экспериментального центра по работе со зрителями Ольга Бигильдинская напомнила, что Наталья Сац, создавая театр, сразу обозначила два одинаково важных стороны – художественную и просветительскую. «Педагогическая» часть сегодня в РАМТе по-прежнему так же важна, как художественная и административная. Сейчас Педагогическая часть называется Экспериментальным центром по работе со зрителями. Работа охватывает все возрастные категории: проекты для детей от 6 лет и их родителей, бабушек и дедушек, для детей постарше, подростков, молодежи и взрослой аудитории

Детский режиссер-педагог, руководитель клубных программ РАМТа Алла Евгеньевна Лисицина рассказала о семейных проектах РАМТа. Несмотря на то, что участие в клубах платное, очередь на участие в абонементных программах стоит на несколько лет вперед! Клуб «Театральный словарь» – это двухгодичный курс для подростков и их родителей. Самым главным в работе Алла Евгеньевна считает создание творческой атмосферы, в которой можно искать ответы на вопросы, заданные спектаклем. Участники зрительского семейного клуба начинают свое знакомство с театром с самых простых вещей и постепенно знакомятся с театром и его профессиями, погружаясь во все тонкости театрального дела, включая посещение цехов и мастерских, занятия по бутафории, костюму, гриму и сценографии. В «Семейном клубе» проводятся такие интересные экскурсии, как «Тайна закулисья» или «Как человек превращается в зрителя».

Ольга Бигильдинская перечислила молодежные образовательные проекты. С 2007-го года в РАМТе ведет работу «Лаборатория начинающих журналистов», у которых есть своя интернет-газета – «Рамтограф». Пишут туда питомцы «Пресс-клуба» – молодые авторы, студенты и школьники, желающие писать о театре. С 2008-го года существует проект «Театр +» – дискуссионное пространство, в котором проходят самые разные мероприятия: творческие встречи, мастер-классы, круглые столы, лекции и пр.

Есть специальные лекционные программы, посвященные премьерам театра. 9 октября состоится очередная встреча этого цикла, посвященная спектаклю Алексея Владимировича Бородина «Леопольдштадт». Она называется «Трудно быть человеком». Со зрителями встретится доктор психологических наук Александр Асмолов. Клубом «Премьера» также руководит Алла Лисицина.

Ведущая «Учительского клуба» театровед, кандидат искусствоведения  Ольга Андрейкина проводит занятия для учителей средних и специальных школ. Ежемесячные встречи включают в себя тренинги по театральной педагогике, интерактивные занятия, лекции специалистов. В клубе учителя играют в правильные игры, учатся тому, как задавать правильные вопросы, чтобы  услышать искренние ответы. Обсуждают спектакли, чтобы после посещения театра всем классом, знать, как обсуждать их со своими учениками.

РАМТ не только ведет свои проекты, но и активно аккумулирует опыт других театров. Осенью начнется Десятый Всероссийский семинар по работе со зрителями, который проводит РАМТ. Он  пройдет в Санкт-Петербурге в Молодежном театре «На Фонтанке». Также ведется издательская деятельность: выпуск методических рекомендаций по реализации зрительских проектов в серии "Педагогам театров для детей и молодежи", представляющих лучший опыт работы с театральной аудиторией. Издания РАМТа распространяются бесплатно среди театральных специалистов на семинарах театра. издано уже 17 брошюр.

Проект «Вслух» всего третий год в «семье» РАМТа, но уже очень популярен. Куратор проекта кандидат филологических наук, театральный критик Мила Денева работает с издательствами, предлагающими своим юным читателям самые интересные книги. По лучшим из них РАМТ проводит серию читок. Иногда из таких читок вырастают спектакли. В этом году проект соединяет молодых отечественных авторов и режиссеров. Записаться на читку можно на сайте РАМТа.

На встрече состоялась презентация нового проекта, посвященного поиску взаимодействия современной возрастной психологии и детско-юношеского театра "Точки пересечения. Полилог". Его представили кураторы: Ольга Андрейкина, театровед, театральный критик Светлана Бердичевская, детский психолог, руководитель спецпроектов Театра им. Пушкина Ольга Шевнина. Проект призван помочь выявить актуальные запросы детско-юношеской аудитории, познакомить режиссеров, драматургов, худруков и творческий коллектив Театра с основами возрастной психологии. Опираясь на эти знания, можно помочь театрам правильно сориентироваться в вопросе возрастной  маркировки спектакля, в том числе, научиться соотносить выбранный сценический материал с психологическими, физиологическими и эмоциональными особенностями развития и потребностями ребёнка или подростка. Этот проект – первая за много лет попытка найти точки пересечения, в которых театр и психология могут быть  чрезвычайно полезны друг другу. Лекции для творческих и административных сотрудников российских театров прочтут психологи разных направлений. Среди лекторов – маститые авторы множества книг, молодые психологи, психологи с опытом работы в театре. Завершит работу проекта круглый стол, которой пройдет в РАМТе 24 октября.

Неудивительно, что билеты на спектакли РАМТа достать непросто, ведь своего зрителя здесь долго и с большой любовью растили и воспитывали. И сегодня обращаются со своей публикой с уважением и вниманием к ее  потребностям. Грандиозный масштаб работы, которую проводит РАМТ, живое и неформальное участие в этой работе всех – от художественного руководителя и директора театра до руководителей проектов, всех артистов и сотрудников, особая, творческая атмосфера, присущая этому уникальному театру, и объясняет его высокую востребованность.