Приключения фарфорового сэра
Спектакль «Кролик Эдвард» пришелся очень кстати Российскому Академическому Молодежному театру. Во-первых, потому что сегодня РАМТ – один из немногих российских театров, которые могут позволить себе такую роскошную, красочную и подробную постановку. Во-вторых, в этом театре терпеливо, с любовью, годами выращивается и воспитывается собственная публика, так что теперь огромный академический зал неизменно до отказа заполняется самой благодарной на свете аудиторией – родителями с детьми разного возраста, получающими вдобавок одинаковое удовольствие.
Режиссер Рузанна Мовсесян вместе с художником Марией Утробиной оживили не только главного фарфорового кролика и его важных дублеров, но и всех героев сказочной повести американской писательницы Кейт ДиКамилло, подарив каждому из них не только конкретную внешность, но и психологическую достоверность.
Писателю проще, ибо нет предела человеческой фантазии, и читатели могут представить себе все, что угодно, хоть отправиться вслед за автором к звездам (в РАМТе, кстати, это тоже возможно). Но в театре почти все (кроме материальных возможностей, разумеется) зависит от фантазии режиссера и художника-постановщика, которые увлекают зрителей в свой мыслерукотворный мир. И книга и спектакль рассказывают о путешествиях героя, а путешествия – это именно тот самый жанр, что любим всеми. Зрителям подарена возможность наблюдать весь путь кролика Эдварда (Виктор Панченко) - от появления в доме маленькой Абилин (Евгения Белобородова) дорогой фарфоровой игрушки с шикарным приданым и золотыми часами на цепочке до трагического исчезновения и возвращения маленького скитальца через годы странствий и приключений.
Главную роль в судьбе сэра Эдварда сыграла, разумеется, бабушка Пелегрина (прекрасная в своей достоверности Татьяна Шатилова). Это она заказала фарфоровый ушастый эксклюзив для внучки в дорогой кукольной мастерской. И Абилин и кролик много времени беззаботно провели в доме на Египетской улице (авторы спектакля до мельчайших деталей представили публике, в какой сказке живут сэры), ни в чем не нуждаясь. Точнее так, сам Эдвард ни в чем не испытывал нужды, а вот девочка очень скучала по кролику, ведь он стал ее единственным другом. В богатых семьях так бывает: дети, не имея свободного доступа к сверстникам, страдают от одиночества в родительских особняках или даже замках.
В первом действии события разворачиваются неторопливо. Пока благополучная семья Абилин (мама - Саша Аронс, папа - Тарас Епифанцев) благоустраивает нового члена семьи, публика наслаждается прекрасными интерьерами и роскошными костюмами. И тут сэру Кролику приходит первый неожиданный щелчок: бесцеремонная горничная (Татьяна Веселкина) обращается с ним как с простой игрушкой. Достоинство, оказывается, хрупкая вещь, и легко может быть попрано. Самоуверенному Эдварду и его юной хозяйке этот маленький казус кажется ужасной драмой, но ни им, ни зрителям, незнакомым с книжкой Кейт ДиКамилло, еще трудно представить, сколько злоключений у сэра Кролика впереди.
Страшная сказка о принцессе, никого не любившей и потому плохо кончившей, рассказанная Пелегриной специально в назидание сэру Эдварду (мудрая бабушка с самого начала обращается не к фарфоровому созданию, а его душе – Виктору Панченко), не усваивается безмятежным эгоистом. Кролику придется не только получить, но и как следует усвоить несколько трудных уроков, прежде, чем он почувствует, что фарфоровое сердечко бьется куда громче утраченных золотых часов. Мелкие неприятности, которые всегда преувеличивают обладатели спокойной счастливой жизни, превращаются в невидимую пыль, когда приходят настоящие испытания. Потери и расставания учат ценить то, что имеешь. Добрая Нелли (Татьяна Веселкина), несчастная Сара-Рут (Александра Аронс), трогательный Брайс (Сергей Печенкин) – каждый из них отдает часть своей души Эдварду. Благодаря плохим и хорошим событиям на трудном пути, кролик, а вместе с ним и юные зрители, узнают, что в мире есть место и злобе, и жестокости, и доброте, и жадности и сочувствию, и строптивости, и благородству, и смирению.
Маленьким детям особенно трудно придется после антракта, на втором действии. Спектакль все меньше будет походить на сказку, все сложнее понимать, что происходит без опытных взрослых, поэтому родителям и бабушкам нужно как следует подготовиться к походу в театр. Спектакль - самый, что ни на есть, семейный. Взрослым будет, что вспомнить, а детям - чему научиться. И еще, дети, может, впервые станут свидетелями, как бабушки, мамы, даже папы… обливаются слезами «над выдумкой».
В спектакле, пожалуй, многовато песенных лирических отступлений, и, если бы не Собака Люси (Александра Аронс), не официантка (Евгения Белобородова), не Бык (Тарас Епифанцев), оживляющие сцены, осталось бы впечатление затянутости. Фарфоровый герой почти до финала не вызывает сочувствие, не зря мудрая Пелегрина укоризненно следует за кроликом: «Ты меня разочаровал…». Вот, кажется, он уже полюбил Абилин, Нелли, Лоренса, Сару-Рут и Брайса - с какой нежностью он повторяет их имена, но все равно решительно возражает старой кукле (Татьяна Веселкина), объясняющей, что «нет никакого смысла жить, если не любить и не быть любимым»: «Я-то давно покончил с любовью, это слишком больно!».
Душещипательная финальная сцена ни одного зрителя в зале не оставит равнодушным. В дорогом кукольном магазине, где сэр Эдвард, прозябая на верхней полке, давно никого не ждет и никому не верит, именно его, молчаливого старого фарфорового кролика, склеенного из кусочков, выбирает маленькая девочка. И как же щиплет глаза, когда вслед за девочкой к сэру Эдварду ошеломленно бросается ее мама, давно повзрослевшая Абилин.
Зрителей ждет катарсис и радостное удивление: на сцене - залитый хрустальным светом кукольный домик с роскошным интерьером, точь-в-точь таким, как в большом родительском доме на Египетской улице, ну, разве это - не чудо?
фото взято на сайте РАМТа