ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМНИТЬ
«Современник» - один из немногих отечественных театров, которые не стесняются напоминать нам о войне и ее страшных последствиях, до сегодняшнего дня не отработанных в нашей стране. До сих пор российское правительство не признало холокост, жалкие остатки советских евреев и ветеранов войны продолжают переселяться в иные миры естественным или искусственным (эмиграция) путем. Некоторые государства назначают нашим ветеранам и жертвам войны пенсии, какие-то компенсации, а у нас - доживающие свой век в нищете ветераны Великой Отечественной все еще стоят в очереди на жилье. По праздникам им выдают боевые сто грамм и продуктовый набор, который старикам абсолютно ни к чему (ну зачем им сухая палка копченой колбасы и консервы?!).
Ежегодно в День Победы, ТВ «балует» народ замечательными старыми фильмами, в радиоэфире звучат песни военных лет, зато все остальное время телевидения заполнено дешевыми сериалами с дорогой рекламой, а кинотеатры пичкают народ попкорном и американской кинопродукцией. Среди всего этого безобразия театр «Современник» старается оживить нашу с вами общечеловеческую историю и вместо модной новой драмы продолжает ставить серьезнейшие вещи, рискуя кассовыми сборами. И при этом выигрывает... во всем.
Спектакль по пьесе еврейского писателя Исаака Башевиса-Зингера, поставленный израильским режиссером Евгением Арье сугубо о евреях, не имеет ни малейшего налета местечковости. Эта ошеломляющая человеческая история с лихо закрученным сюжетом сродни сеансу психотерапии у хорошего врача, который вытащит из вас глубоко запрятанные страхи, причиняющие вам боль и беспокойство, чтобы, наконец, вас "отпустило". После этого спектакля хочется продолжить сеанс и перечитать первооснову - роман Башевиса-Зингера.
Превосходная глубокая пьеса, прекрасная режиссерская работа, мастерская сценография (динамично появляющиеся и исчезающие декорации), пронзительное существование актеров на сцене и в он-лайн видео, каждый зритель (и в последнем ряду тоже) может хорошо рассмотреть на экране крупным планом взятое лицо, например, бесподобной Чулпан Хаматовой. Все женские роли - эти горькие судьбы не оставят в зале ни одного равнодушного. Я никогда не видела такой пронзительной Евгении Симоновой (Тамара). В несчастной, хрупкой польке Ядвиге абсолютно растворилась актриса Алена Бабенко. А удивительная Маша..., так проживать чужую жизнь может только Чулпан Хаматова.
Особенно трудная роль досталась Сергею Юшкевичу: что там Гамлет - им правит ненависть. А вот Герману Бродеру, герою Юшкевича судьба приготовила такие переплеты, из которых невозможно выбраться, не убив и не изранив тех, кого любишь...
Все герои пьесы, кстати, давно живут в благополучной Америке, куда вырвались из военного ада, но в том-то и беда, что все эти годы они не в состоянии испытывать простые человеческие радости. Их души выжжены, сердца окаменели, будущего не существует, они постоянно возвращаются в прошлое. Никуда не делись страхи, которые не дают им жить...
А их прошлое необходимо нам, сегодняшним, чтобы не забыть, не зачерстветь,
и театр «Современник», к счастью, остается верен себе и своему избранному зрителю.
17.05.2013
после спектакля я написала отзыв в фейсбуке
Сильно впечатлена спектаклем «Враги. История любви»! Театр «Современник» - один из немногих отечественных театров, который не стесняется напомнить нам о войне и ее страшных последствиях, до сих пор не отработанных в нашей стране. До сих пор российское правительство не признало холокост, жалкие остатки советских евреев и ветеранов войны продолжают переселяться в иные миры естественным или искусственным (эмиграция) путем. Некоторые государства назначают нашим ветеранам и жертвам войны пенсии, какие-то компенсации, а у нас - доживающие свой век в нищете ветераны Великой Отечественной, все еще стоят в очереди на жилье. У нас по праздникам им выдают боевые сто грамм и продуктовый набор, который старикам абсолютно ни к чему (ну зачем им палка копченой колбасы и консервы?!).
Каждый год, в День Победы, ТВ «балует» народ замечательными фильмами, в радиоэфире звучат песни военных лет, зато все остальное время телевидение закармливает нас сериалами, кинотеатры вместе с попкорном продают дешевую американскую кинопродукцию, а школьников, давно лишенных нормальных уроков истории, по новой «образовательной» программе просто натаскивают на сдачу тестов…
И только театр «Современник» все никак не может забыть нашу с вами историю и вместо модной новой драмы ставит серьезнейшие вещи. Спектакль по пьесе еврейского писателя Исаака Башевиса-Зингера, поставленный израильским режиссером Евгением Арье сугубо о евреях, не имеет ни малейшего налета местечковости. Эта ошеломляющая человеческая история с лихо закрученным сюжетом сродни сеансу психотерапии у хорошего врача, вытаскивающего из вас глубоко запрятанные страхи, причиняющего вам боль с тем, чтобы, наконец, вас отпустило. Хочется продолжить сеанс и перечитать первооснову - сам роман Башевиса-Зингера. Превосходная глубокая пьеса, прекрасная режиссерская работа, высокопрофессиональная лихая сценография (динамично появляющиеся и исчезающие места действия), пронзительное существование актеров на сцене и в он-лайн видео, каждый зритель (даже в последнем ряду) может хорошо рассмотреть на экране крупным планом взятое лицо Чулпан Хаматовой. Все женские роли воспринимаются не как роли, эти горькие живые судьбы не оставляют в зале ни одного равнодушного зрителя. Я еще никогда не видела такой пронзительной Евгению Симонову (Тамара), я смотрела на сцену и не видела за несчастной, хрупкой полькой Ядвигой актрису Алену Бабенко, а удивительная Маша…- так может проживать чужую жизнь только Чулпан.
Нелегко пришлось Сергею Юшкевичу: что там Гамлет, вот писатель Герман Бродер попал в переплет, это – да. Все герои живут в благополучной Америке, куда вырвались в из ада, но в том-то и беда, что претерпевшие адовы муки, они не в состоянии испытывать простую человеческую радость, их души выжжены, сердца окаменели, будущего не существует, потому что они постоянно возвращаются в прошлое. И это прошлое оказывается так современно сегодняшнему дню, что театр «Современник» остается верен себе и своему избранному зрителю.