Папа, прости...

Спектакль «Папа», поставленный режиссером Евгением Арье в Театре «Современник» - из тех редких пронзительных постановок, что бередят душу во время действия, не отпускают после и затем еще долго-долго всплывают в зыбучих песках памяти. Основатель израильского театра «Гешер» режиссер Евгений Арье показал эту пьесу Галине Волчек сразу, как только ею впечатлился. Арье поставил в московском «Современнике» два прекрасных спектакля и, с благословения Галины Борисовны, начал репетировать третий, когда художественный руководитель  «Современника» ушла из жизни. Репетировать было невероятно горько, но постановку завершили, посвятив ее памяти Галины Волчек.

Автор пьесы «Папа» - современный молодой знаменитый французский писатель Флориан Зеллер сумел изложить простую историю непростой болезни так психологически достоверно, что каждый зритель непременно проникнется сочувствием к судьбам незнакомых до того людей и, возможно, примерит ситуацию на себя.

Главный герой  Андрэ (Сергей Гармаш) – мужчина почтенного возраста, но вполне сильный и бодрый. У него, правда, вздорный характер, и его побаиваются окружающие. Не сразу понимаешь, что у Андрэ - деменция, кажется, что он просто притворяется. Болезнь неуклонно прогрессирует, и за время спектакля близкие Андрэ (и зрители в зале) становятся свидетелями трагического угасания человеческой личности. Анна, дочь Андрэ (Виктория Толстоганова) никак не может смириться с тем, что ее Папа, еще крепкий физически, теряет постепенно память и разум, превращаясь в неосмысленное дитя. «У папы был огромный авторитет,  я его всегда боялась, а теперь он просит спеть ему колыбельную и засыпает с раскрытым ртом, как ребенок…». - Жалуется Анна любимому мужчине (Пьер – Сергей Гирин).

Режиссер Евгений Арье блистательно работает с крупным планом. Нет ни одного пустого «кадра» – за каждым шагом артиста, поворотом головы, выражением глаз зрители следят, затаив дыхание, боясь упустить тончайшие нюансы.  Мир, в котором существует Папа (Сергей Гармаш), хрупок, прозрачен и  туманен – стеклянные перегородки появляются и исчезают, неуловимо меняя пространство, похожее на заколдованный лабиринт (удивительная сценография Николая Симонова). Чтобы зритель лучше чувствовал состояние Андрэ, стены сдвигаются, поднимаются и отзеркаливают, множа изображения. Комнаты – призраки запутывают, лишают покоя, хотя его давно ни у кого нет. На сцене появляются персонажи, у которых даже нет имен – просто Мужчина (Олег Феоктистов) и Женщина (Янина Романова), и, вслед за Папой, зритель начинает теряться: явь или сон? Они существуют, или Андрэ разговаривает с ними в своем воображении?

Андрэ беспокоен и постоянно теряется во времени и в пространстве. Свои  часы, которые вечно куда-то деваются, он постоянно сверяет. Время неумолимо и беспощадно.

Флориан Зеллер эту пьесу написал специально для 88-летнего французского артиста Робера Ирша. Безусловно, роль Андрэ – бенефисная, и Сергей Гармаш тоже блестяще с нею справляется. Его Папа проживает, переживает, передает и вызывает целую палитру чувств от удивления, непонимания, раздражения и злости до сочувствия, понимания, тревоги и любви. Роль невероятно трудная: как показать, что человек перестает быть адекватным, теряет контакт с миром, не сознавая этого?

Больней всего это наблюдать дочери Андрэ - Анне. Героиня Виктории Толстогановой – тонкая любящая страдающая. Она сама почти сходит с ума от папиного безумия, расплачиваясь личной жизнью, не в силах принять решение: поместить папу в специальное заведение, то есть,  отказаться от него, проститься с ним навсегда или терпеть его невыносимые выходки. Ее любимый мужчина Пьер (Сергей Гирин), устав от безвыходной ситуации и бесконечного нервного ее курения, предлагает Анне просто жить и радоваться, но это кажется ей предательством. Она терпит до последнего, еще надеясь на женщину по уходу, точнее, помощницу Лору (Дарья Белоусова), но оптимизм последней быстро улетучивается, когда Андрэ проявляет свою агрессию.  Как страшно, когда близкий человек, еще недавно сильный и умный, отступает за край, откуда его никому не вернуть. 

Анна (Виктория Толстоганова) испытывает неимоверные страдания от душевной боли: как пережить неизбежное расставание, которое придется совершить собственными руками…

Самая душераздирающая сцена - финальная, когда Папа, осознав себя в белой больничной палате, начинает плакать, жалобно звать маму и проситься домой, окончательно впав в детство. Мало, кто в зале в эти минуты смог удержаться от слез.

Но вот, что удивительно: выйдя из театра и включив телефон, я немедленно получила от подруги ссылку на статью, в которой говорилось, что в Израиле изобрели лекарство от Альцгемера, и оно уже прошло все необходимые инстанции и проверки. Откуда моей подруге было знать, что я только что посмотрела и пережила спектакль с тремя главными героями: папа, дочь и Альцгеймер?

спектакль ПАПА - Театр СОВРЕМЕННИК, режиссер Евгений Арье, художник Николай Симонов, в главных ролях Сергей Гармаш и Виктория Толстоганова

фотографии Сергея Петрова

материал опубликован в февральском номере журнала "Театральный мир" за 2020 год