Блистательная пьеса  «Тиль» Григория Горина с незабываемыми стихами Юлия Кима, Юрия Энтина и Евгения Евтушенко, положенными на замечательную музыку Геннадия Гладкова – все это театральное пиршество, наконец-то, вновь ожило на московских подмостках. Уже только за это  можно быть признательными главному режиссеру Театра на Малой Бронной Сергею Голомазову. За прошедшие со дня премьеры спектакля в «Ленкоме» несколько десятков лет выросли поколения, не видевшие и даже не слышавшие про знаменитый  спектакль.

А тем временем, острое перо сатирика Горина, отточенное в советских реалиях, пронзает не только темное прошлое средневековой Фландрии, но и смутное настоящее современной России. «Указы, возбраняющие читать и распространять» нежелательную литературу, вызывают понимающий смех зала; народное голосование за быструю казнь против медленной невиновного человека довольные сограждане считают победой, вместо того, чтобы бороться за отмену осуждения.

https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/41932706_1641602695944078_8803162409528197120_o.jpg?_nc_cat=102&oh=f6af0bd7fbe2a572fd97a54be4e562ca&oe=5C16D9C5

Любая власть желает иметь послушное молчаливое большинство, но «время такое временно, героем страна беременна», и однажды вдруг появляется бунтарь, который будоражит низы и лишает спокойствия верхи. Кто ж еще, кроме героя, может называть вещи своими именами и вступаться за справедливость?

Тиль (Леонид Тележинский) – забияка и острослов, жизнелюбец и бабник – бодрое исключение из скучных правил, хотя главный герой спектакля на Бронной не слишком силен обаянием. Да, физическая форма, ужимки и прыжки достойны аплодисментов, но песни – не его стихия, к тому же половину слов в них не разобрать из-за плохого качества звука, а весь смысл пения – в остроумных стихах.

https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/42282233_1641601579277523_4491381459025657856_o.jpg?_nc_cat=108&oh=d024a689ebffca523a8d58d78f53a222&oe=5C17691E

В любовной сфере Тиль тоже не больно-то преуспел: априори он любит Неле (Дарья Бондаренко), но бедной девушке, полюбившей раз и  навсегда, приходится заранее прощать все его непутевости, а в итоге  быть сильнее героического суженого. В этой самой Фландрии женщины оказываются сильнее и мудрее мужчин. Сооткин (Марина Орел) не только рожает стране национального героя, но и воспитывает его свободным человеком, терпит его выходки и без слез отпускает в дальний путь: надо, значит, надо. С таких женщин скульпторы, обычно, лепят «Родину-мать».

https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/42317127_1641602169277464_7913402815391727616_o.jpg?_nc_cat=110&oh=5bed42cdf1cecb292b23cf4819685a0d&oe=5C5167F6

Когда палач (Александр Голубков) уводит ее мужа – честного угольщика Клааса (Владимир Ершов) на казнь, верная жена лишь каменеет, точно статуя. Один из самых сложных образов – Каталина, мать Неле (Вера Бабичева). Пройдя страшные пытки инквизиции из-за клеветнических наветов Рыбника (Михаил Горевой), Каталина превращается почти в святую.

https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/42269282_1641601592610855_6148872152448761856_o.jpg?_nc_cat=106&oh=9577fb9e343e863dc88667ec212d2c55&oe=5C554CDD

Она – действительно иная, ее лицо светится неземной любовью, а взгляд устремлен далеко-далеко. Актриса почти не двигается, но все действие, во время которого она сидит сбоку от сцены,  держит внимание публики.

Спектакль Голомазова адресован современному зрителю, а главным героем нашего времени почему-то все чаще становится подлец.

https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/42356604_1641602015944146_2629178128760569856_o.jpg?_nc_cat=106&oh=3c581b5c083b81bbc8bcb56973f443cd&oe=5C53F613

Сам Рыбник Иост (Михаил Горевой) вовсе не считает себя негодяем: это все проклятое время виновато в том, что ему приходится закладывать друзей-соседей. Этакий мальчиш-плохиш, претендующий на награду в виде трети их имущества. Низости его нет предела, она настолько безгранична, что заменяет Рыбнику весь мир, включая религию.

В спектакле есть и забавные герои. Верный дружище Тиля  Ламме (Юрий Тхагалегов) своим добродушным видом и смешной натурой  оживляет их бродячий дуэт.

https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/42222149_1641602485944099_1284683366012026880_o.jpg?_nc_cat=101&oh=d0d8512c20560caa162c7cefa2a80783&oe=5C4CDA29

А самая комичная пара вечера – король Филипп (Дмитрий Гурьянов) и королева Мария (Алена Ибрагимова). Сцена, в которой они появляются вместе с Инквизитором (Андрей Рогожин) – одна из самых ярких и запоминающихся, комедия в чистом виде. Отпущение грехов, оно же - выдача индульгенций в виде обрывков туалетной бумаги - отличная режиссерская находка.

https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/42251872_1641602535944094_3458386543813591040_o.jpg?_nc_cat=102&oh=dbe40518454205b1d9b2227042be3a26&oe=5C16F14B

Второе действие, кажется, куда длиннее первого, хотя физически это не так. Подробности схематических военных действий, притон с разнообразными девицами, странные солдаты, шпионы и предатели.

https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/42282115_1641602602610754_1129870651352416256_o.jpg?_nc_cat=109&oh=1af3dcf57f6ec7d5a671c1d3de897574&oe=5C50DF14

https://scontent-arn2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/42303229_1641602359277445_8597474286829043712_o.jpg?_nc_cat=102&oh=08afa199e6a9f4dbcc6c4a4d54930aa4&oe=5C4E44C7

Куда-то девается остроумие Тиля, он превращается в тривиального вояку. Приближение финала публика ждет с нетерпением, утомленная качеством многочисленных микрофонов и условностями трагифарса. И вот, очередное предательство Рыбника - подлые выстрелы следуют один за другим, но Тиль жив, и будет жить, пока в нем нуждаются люди, пока на Земле не наступит, наконец, мир и не придет покой.

 

фотографии Галины Фесенко

материал опубликован в журнале "Театральный мир"  - октябрь 2018

спектакль "Тиль" в Театре на Малой Бронной, режиссер Сергей Голомазов, в роли Тиля - Леонид Тележинский