Ювелирная работа Камы Гинкаса
Имя депрессивной американской писательницы Вирджинии Вулф, идола философствующей интеллектуальной элиты сегодня почти забыто, и пьеса Эдварда Олби уже не вызывает у читателей и зрителей такого шока, как в те наивные шестидесятые прошлого века. Сегодня столь много ужасающего творится, что обычные внутрисемейные разборки остались лишь уделом пошлых реалити-шоу. И, тем не менее, не зря главный режиссер МТЮЗа Кама Гинкас считает, что для зрителя, читай - обычного человека, ничего не может быть интереснее межличностных отношений, поскольку каждый человек - личность, а каждая личность вынуждена как-то выстраивать отношения с другими.
Спектакль Гинкаса дарит возможность неторопливо, словно под лабораторным микроскопом рассмотреть каждого участника квартета (в пьесе четыре персонажа) во всех подробностях. Вернувшись домой после вечернего затянувшегося приёма у ректора колледжа, Марта (Ольга Демидова) бесцеремонно объявляет Джорджу (мужу), что решила продолжить вечеринку и пригласила в гости молодую пару - нового преподавателя колледжа с женой.
Джордж (Игорь Гордин) не волен противиться и лишь язвит по каждому поводу, стараясь досадить неугомонной Марте. Избалованная ректорская дочка привыкла манипулировать людьми с детства. Но здесь все, так или иначе, манипулируют друг другом.
Джордж, терпя унижение и от отца, и дочери на протяжении многих лет, не сдается, приспособившись ловко парировать в семейных словесных дуэлях. Ожидаемой карьеры не вышло, но Джорджу плевать, что жена и тесть им недовольны, все равно, своевольная Марта не бросает его. В этой семье каждый без промаха бьет другого по самым больным местам, бережно храня лишь единственную общую тайну – воображаемого ребенка, без которого все так несчастны.
Молодые неопытные гости быстро запутываются: Марта, как прожорливая паучиха, заманивает в ловушку очередного самца (Ник – Илья Шляга), юная Хани (Мария Луговая) напивается до дурноты, становясь глупее, чем есть на самом деле, и для нее, пожалуй, это единственный выход из коварного лабиринта.
Перед зрителями не сцена – боксерский ринг, где партнеры, хаотично сменяясь, без всяких правил наносят друг другу запрещенные удары.
Марта спьяну пробалтывается о сыне, которому завтра якобы исполнится двадцать один год. Джордж, узнав об этом, в ярости жестоко объявляет жене при всех, что только что получил телеграмму о смерти сына. «Ты не имеешь права, он - наш общий ребёнок», - рыдает пьяная Марта, и Джордж, не успев насладиться лаврами победителя, ужасается погубленному собственноручно семейному мифу. Вся их жизнь – сплошной обман, как теперь жить? Придется начинать все сначала без каких-либо иллюзий. Кстати, в отличие от вяло-равнодушной молодой пары, за Джорджем и Мартой – хотя бы продолжительная общая история и подлинные чувства.
Как актеру Игорю Гордину удается всегда естественно проживать любую историю, выдуманную автором? Кажется, что каждая роль пишется точно под него, потому что в каждом спектакле ему безоговорочно веришь.
Ольге Демидовой в этой драме досталась сложнейшая роль. Ее Марта больше всех в этом равнодушном мире боится Вирджинии Вулф. Она хочет и не может забыться, страдает от безделья и бездетности, пытается мстить всему свету, а в душе она - маленькая девочка, выросшая без любви, которую она все же нашла в сердце своего мужа-неудачника и потому никогда не расстанется с ним.
Кама Гинкас выполнил тонкую ювелирную работу: алмазы, сохранив природную уникальность и жесткость, превратились в сверкающие бриллианты, остро режущие любой материал.